Танцы, музыка, скульптура, живопись
Древнеиндийские храмы полны мужских и женских фигур в виде скульптур в нишах или фресок. Сексуальное содержание этого искусства не связано с мистической атмосферой религии. У женских обнаженных фигур обыкновенно крупные груди, выпуклые пупки, широкие, округлые бедра. Найдены барельефы, изображающие зачатие, брак, «жизнь в наслаждении» и т. д.
Древнегреческое изобразительное искусство достигаем вершин мастерства в эстетическом, пластическом перевоплощении мужской и женской природы. Оно отражав в гармоничных художественных формах неуловимую красоту человека. Женские портреты на стенах Кносского дворца на Крите (ок. 2000 г. до н. э.) демонстрируют! высокое мастерство, утонченную, свободную линию.
Изобразительное искусство Древней Греции так называемой классической эпохи — это ряд блистательных художественных достижений античных ваятелей, одухотворяющих бронзу и мрамор: Мирона, Поликлета, Фидия, Алкамена, Скопаса, Праксителя, Бриаксиса, Леохара, Лисиппа и др. Классическое изобразительное искусство Эллады стало академией в воспитании людей своего времени. Оно создало образцы человеческого совершенства, эстетической гармонии тела и духа, выработало критерии художественного восприятия мира с учетом I исторических задач времени, обогатив таким образом в конечном счете и содержание культуры чувств.
Дискобол Мирона — атлет, как бы зафиксированный в положении «моментальной фотографии», но, как пишет Андре Боннар, устремленный вперед всей своей напряженной, гибкой и стройной фигурой, выражающей «мгновенное движение».
Поликлет также ваяет совершенное тело человека, но в отличие от Мирона он выражает не «мгновенное движение», напряжение рук, ног, груди и лица, а их гармоничное спокойствие. Дорифор (копьеносец) Поликлета — воплощение канона пропорций мужского тела.
Фидий, Пракситель, Скопас, Леохар, Лисипп и другие мастера пластического искусства Древней Греции (классического и следующего за ним эллинистического периода) создают обаятельные, возвышенные образы мужчин и особенно женщин, придавая их земной сущности идеализированное совершенство богов Олимпа.
Изваянные лица и фигуры мужчин и женщин становятся все изящнее, грациознее, миловиднее. Искусственная «архаическая улыбка», легко приподнимающая уголки губ (у скульптур доклассического периода), сменяется чарующе светлым выражением лица. Скованность фигур постепенно исчезает, эстетически преодолевается. Из мрамора и бронзы триумфально рождается «прекрасный, гармонически сложенный человек — юноша или зрелый мужчина, девушка или женщина цветущих лет».
Гений мастеров Древней Греции овеществляет духовное и одухотворяет предметное. В мраморе и бронзе образ человека выступает художественно преображенным, очищенным от случайных подробностей, обобщенным, глубоко эстетизированным; инертность материи преодолена, первичная «животность» тела преобразуется в идеал развития человека.