Танцы, музыка, скульптура, живопись
У спящей Венеры Джорджоне идеально прекрасное тело зрелой женщины. На ее лице — тень легкой меланхолии, затаенной грусти. Венера Тициана еще более артистична, миловидна; как бы окруженная золотистым сиянием, она кажется одновременно воздушной, эфирной и осязаемой, земной. У нее одухотворенное, ласковое лицо, ее взгляд полон внутренней теплоты и самоуглубленности. Ее обнаженное тело — воплощение нежности и красоты.
Мадонны и Венеры Возрождения как изображения идеала женщины своего времени обогащают эстетическое видение человека, становятся воплощением красоты.
1. В противовес церковной христианской иконографии искусство Возрождения реабилитировало человеческое тело. Оно раскрыло его эстетическую прелесть, его жизненность и красоту.
2. В отличие от античной скульптуры греческих мастеров искусство Возрождения придает человеческим образам большую одухотворенность. Оно уделяет особое внимание изображению лица, как верного зеркала эмоций, чувств, волевых устремлений, духовного содержания личности.
3. Искусство Возрождения провозгласило культ гармонического человека. Оно преодолело некоторую односторонность старой эстетики. Древнегреческое искусство имело своим объектом главным образом внешнее, физическое проявление человека. Оно эстетизировало атлетический человеческий тип. Искусство средневековья, напротив, воспевало мистическое внутреннее самоуглубление.
Искусство Возрождения осуществило глубокую художественную переоценку завещанных традиций. Оно эстетически синтезировало античное восхищение человеческой жизненностью и духовное самоуглубление, создав новую, высшую форму красоты и гармонии.
4. Искусство Возрождения нашло свое высшее выражение главным образом в живописи. Это было не случайностью, а воплощением исторической необходимо. Античное греческое искусство достигло своего классического расцвета в скульптуре. С помощью ее средств оно полнее всего могло выразить формы и пропорции идеально красивого человеческого тела.
Мягкость и богатство колорита живописи лучше всего отражали разнообразие чувств и душевных движений человека. Одухотворяя обнаженное человеческое тело, живопись Возрождения выступала действенным фактором возвышения культуры интимных отношений человека. Это искусство облагораживало инстинкт воспроизводства, имманентно связывая его с переживанием красоты, с глубоким эстетическим перевоплощением.
Гейне писал во «Флорентийских ночах», что красота тальянок связана с традициями художественной культуры. «Идеальность их черт могла бы послужить для историка прекрасным доказательством влияния изобразительных искусств на внешность и телосложение итальянского народа». Исторически сама природа прежде всего является объектом эстетического перевоплощения. Преображенная, она как бы начинает копировать в теле человека образы искусства. Гейне говорил об «обожании прекрасных мадонн, украшающих храмы, запечатлевающихся в сердце жениха, в то время как невеста отдает пыл своего сердца какому-нибудь прекрасному святому».