любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Мужчина и женщина ⇒ Неодинаковые, но равноценные

Неодинаковые, но равноценные


Легкость усвоения, опознавания явлений отвечает преимущественной сангвиничности женщины. Но если исходить из природы темперамента, логически напрашивается еще одна констатация. Обычно сангвиник лучше запоминает, но и легче забывает заученное. Очевидно, в известной мере это относится и к женщине. Ее преимуществом является быстрота запоминания материала. Но это же и ее слабое место. Для мужского интеллекта характерно обратное явление. Его слабость в более медленном, по сравнению с женщиной, запоминании материала, что имеет, с другой стороны, и определенные преимущества. Медленное запоминание означает в нормальных случаях более медленное забывание, более глубокое фиксирование знаний.

Память абсолютно необходима для творческой деятельности интеллекта. И все же хорошая память не означает еще силы мышления. Некоторые люди с большими способностями к запоминанию не поднимаются над уровнем посредственности.

Какое же свойство интеллекта внутренне определяет его эвристическую силу? Это способность к логическому мышлению, связанная с развитием творческой фантазии человека. В свете этого критерия можно научно рассматривать специфику интеллектуальной деятельности женщины и мужчины. Окончательное решение вопроса требует специальных исследований.

В этой области теории и аксиологии все еще сохраняют силу традиции минувших веков. На женщину смотрят как на сентиментальное, алогичное существо или как на особый тип человека с более низкой мыслительной деятельностью, способного оперировать понятиями только на житейском уровне, но не способного проникнуть в доступную мужчине высшую сферу интеллектуального (эстетического и научного) творчества, высшего самовыражения человека.

Нет сомнения, что подобные взгляды, хотя и очень традиционные, находятся в резком противоречии с историческими фактами. Вопреки всем теориям, обрекающим ее на печальную участь бесправного существа, женщина издавна и тысячекратно доказывала свою разумность, логичность, талантливость, свою способность не только усваивать известное, но и открывать неизвестное, воспроизводить уже произведенное и конструировать новое.

Безусловно, существующие интеллектуальные различия полов не следует представлять едва ли не пропастью, которая веками духовно разделяла мужчин и женщин. Фактически такой пропасти не существует. Действительно, естественное различие интеллектов мужчины и женщины не является ни качественным, ни резким, ни абсолютным. Оба пола могут непрерывно развивать свою способность к логическому мышлению (аналитическому, синтетическому и т. д.), фантазию, интуицию и эвристическую дерзость первооткрывателя. Различия могут существовать лишь в количественном соотношении отдельных компонентов интеллектуальной деятельности представителей того и другого пола.

Видимо, женщина в жизни «более практична», более конкретна в своей мыслительной деятельности. Ей больше свойствен аналитический подход к познанию вещей и явлений. Прикладные и близкие к практике науки обычно открывают простор женскому интеллекту. Мужчина же больше склонен витать в сфере мыслительных абстракций. Ему ближе синтетический подход к действительности, умение обобщать. Он с большей страстью занимается абстрактными науками (математикой, философией, логикой и пр.).

Эта половая дифференциация интеллектуальной жизни отмечена многими авторами. «Женщина,— писал Альфред Фулье, — более способна к частным идеям, чем к обобщению и отвлечению. Любопытство ее обращается преимущественно на факты и подробности». Женщина обычно «не склонна философствовать». Ее идеи, плод познания бытия, «связываются друг с другом скорее на основании их смежности, чем на основании причинной связи». У нее более развито интуитивное мышление, способность видеть «непосредственно» данный «ансамбль действительности».




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!