Неодинаковые, но равноценные
Предпринимались попытки провести моральную дифференциацию полов. Одни авторы признавали безнравственным или менее нравственным существом мужчину, другие — женщину. Подобные разграничения противоречат объективным законам социальной жизни. Нравственность не зависит от наследственных факторов. В основе ее формирования лежит социальная среда (экономика, общение с людьми, воспитание и пр.). Наивно говорить о сексуально предопределенной» нравственности или безнравственности мужчины или женщины, если речь не идет об отдельных патологических случаях. Однако нельзя отрицать, что в данной ситуации пол оказывает определенное воздействие на моральное поведение человека.
Половые различия глубоко затрагивают природу человека, почти все ее стороны. Мужчину и женщину можно рассматривать как два взаимодополняющих варианта одной биологической и социальной общности. Кант одним из первых с философской глубиной выразил это несравненное созвучие бытия полов.
«Тот, кто первый назвал женщин прекрасным полом, хотел, быть может, — пишет он, — сказать этим нечто лестное для них, но на самом деле выразил нечто большее, чем сам предполагал. Мы не будем уже говорить о том, что облик женщины вообще тоньше, черты нежнее и мягче, что дружелюбие, шутка и приветливость выражены на ее лице сильнее и привлекательнее, чем у мужчины... Помимо этого, в самом душевном строе прекрасного пола прежде всего заложены своеобразные черты, явственно отличающие его от нашего пола и отмеченные главным образом печатью прекрасного. Мы же могли бы притязать на звание благородного пола, если бы от благородной души не требовалось, чтобы она отклоняла почетные звания и охотнее наделяла ими других, чем получала сама. Все сказанное не следует, однако, понимать в том смысле, будто женщина лишена благородных свойств или что мужской пол лишен красоты; напротив, можно полагать, что каждый пол сочетает в себе и то и другое, однако у женщины все другие достоинства соединяются лишь для усиления в ней характера прекрасного, тогда как среди мужских свойств возвышенное отчетливо выделяется как отличительный признак пола...
У женщины более сильная прирожденная склонность ко всему красивому, изящному и нарядному. Уже в детстве женщины с большой охотой наряжаются и находят удовольствие в украшениях. Они чистоплотны и очень чувствительны ко всему, что вызывает отвращение. Они любят шутку, и, если только у них хорошее настроение, их можно забавлять безделушками... Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному... Они чрезвычайно чувствительны к самому пустячному оскорблению и очень тонко подмечают малейшее невнимание и неуважение к себе. Одним словом, благодаря женщинам можно отличить в человеческой природе прекрасные свойства от благородных; женщины даже мужской пол делают более утонченным...
У прекрасного пола столько же ума, сколько и у мужского пола, с той лишь разницей, что это прекрасный ум, наш же, мужской,— глубокий ум, а это лишь другое выражение для возвышенного.
Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы без всякого напряжения; усилия же и преодоленные трудности вызывают восхищение и относятся к возвышенному...
Прекрасному ничто так не противно в такой мере, как то, что вызывает отвращение, и ничто не столь далеко от возвышенного, как смешное. Поэтому для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, а для женщины — сказать, что она безобразна».
Несомненно, на взгляды Канта оказала некоторое влияние атмосфера той противоречивой эпохи, когда так часто подчеркивалась «слабая интеллектуальность» женщины, но в целом в его рассуждениях содержится большая доля истины. Его слова отмечены глубоким философским проникновением в тайны человека, тонким пониманием интимной, внутренней диалектики жизни полов. Особенно большую ценность представляет психологическая характеристика женщины.