любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Мужчина и женщина ⇒ Неодинаковые, но равноценные

Неодинаковые, но равноценные


Предпринимались попытки провести моральную дифференциацию полов. Одни авторы признавали безнравственным или менее нравственным существом мужчину, другие — женщину. Подобные разграничения противоречат объективным законам социальной жизни. Нравственность не зависит от наследственных факторов. В основе ее формирования лежит социальная среда (экономика, общение с людьми, воспитание и пр.). Наивно говорить о сексуально предопределенной» нравственности или безнравственности мужчины или женщины, если речь не идет об отдельных патологических случаях. Однако нельзя отрицать, что в данной ситуации пол оказывает определенное воздействие на моральное поведение человека.

Половые различия глубоко затрагивают природу человека, почти все ее стороны. Мужчину и женщину можно рассматривать как два взаимодополняющих варианта одной биологической и социальной общности. Кант одним из первых с философской глубиной выразил это несравненное созвучие бытия полов.

«Тот, кто первый назвал женщин прекрасным полом, хотел, быть может, — пишет он, — сказать этим нечто лестное для них, но на самом деле выразил нечто большее, чем сам предполагал. Мы не будем уже говорить о том, что облик женщины вообще тоньше, черты нежнее и мягче, что дружелюбие, шутка и приветливость выражены на ее лице сильнее и привлекательнее, чем у мужчины... Помимо этого, в самом душевном строе прекрасного пола прежде всего заложены своеобразные черты, явственно отличающие его от нашего пола и отмеченные главным образом печатью прекрасного. Мы же могли бы притязать на звание благородного пола, если бы от благородной души не требовалось, чтобы она отклоняла почетные звания и охотнее наделяла ими других, чем получала сама. Все сказанное не следует, однако, понимать в том смысле, будто женщина лишена благородных свойств или что мужской пол лишен красоты; напротив, можно полагать, что каждый пол сочетает в себе и то и другое, однако у женщины все другие достоинства соединяются лишь для усиления в ней характера прекрасного, тогда как среди мужских свойств возвышенное отчетливо выделяется как отличительный признак пола...

У женщины более сильная прирожденная склонность ко всему красивому, изящному и нарядному. Уже в детстве женщины с большой охотой наряжаются и находят удовольствие в украшениях. Они чистоплотны и очень чувствительны ко всему, что вызывает отвращение. Они любят шутку, и, если только у них хорошее настроение, их можно забавлять безделушками... Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному... Они чрезвычайно чувствительны к самому пустячному оскорблению и очень тонко подмечают малейшее невнимание и неуважение к себе. Одним словом, благодаря женщинам можно отличить в человеческой природе прекрасные свойства от благородных; женщины даже мужской пол делают более утонченным...

У прекрасного пола столько же ума, сколько и у мужского пола, с той лишь разницей, что это прекрасный ум, наш же, мужской,— глубокий ум, а это лишь другое выражение для возвышенного.

Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы без всякого напряжения; усилия же и преодоленные трудности вызывают восхищение и относятся к возвышенному...

Прекрасному ничто так не противно в такой мере, как то, что вызывает отвращение, и ничто не столь далеко от возвышенного, как смешное. Поэтому для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, а для женщины — сказать, что она безобразна».

Несомненно, на взгляды Канта оказала некоторое влияние атмосфера той противоречивой эпохи, когда так часто подчеркивалась «слабая интеллектуальность» женщины, но в целом в его рассуждениях содержится большая доля истины. Его слова отмечены глубоким философским проникновением в тайны человека, тонким пониманием интимной, внутренней диалектики жизни полов. Особенно большую ценность представляет психологическая характеристика женщины.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!