любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ Роль искусства

Роль искусства

Эстетизация любви является не только результатом непосредственного взаимного созерцания мужчины и женщины, она основывается также и на восприятии художественных ценностей.

В любовной «магии души» исключительно важную роль играет воздействие искусства. Без красоты сопереживания и живости воображения любовь не может существовать. Эмоциональное соединение мужчины и женщины требует посредничества художественной эстетизации действительности. Любовь рождается в атмосфере пересоздания, эстетического преобразования явлений, вещей и людей.

Искусство — это высший социальный продукт творческой деятельности человека. Оно является художественным отражением действительности, то есть отражением ее по законам красоты. Его художественные ценности удовлетворяют определенные эстетические потребности человека. Оно вызывает радостные чувства и придает особое очарование мыслям и представлениям о собственном бытии, доставляет наслаждение сознанию.

Искусство играет культурно-воспитательную роль в социальных отношениях. Оно создает другой мир, являющийся воплощением человеческого идеала красоты.

Как единство мысли и чувства, реализма и фантазии, чувственности и романтики искусство имеет высшую гуманную цель в развитии мировой истории. Оно, по словам Гёте, собирает в одном хрустальном дворце гармонии всю «красоту и счастье», делает человека «все мягче и мягче», «субституирует радостям тела радости души», преобразуя силу человека «в добродетель, филантропию, чувствительность». Эта преобразующая бытие пеликан творческая дерзость сознания, жаждущая реализации мечты, утверждает оптимистическую этику социальной жизни.

Взаимное проникновение искусства и любви не является случайным пересечением различных переживаний, чуждых эмоциональных тенденций. Оно обусловлено необходимостью взаимосвязи двух этих сложных явлений, взаимосвязи, обогащающей интимную природу человека.

С одной стороны, любовь стремится к искусству, к артистичности переживаний. С другой стороны, само искусство как много веков назад, так и теперь отображает любовь, аккумулирует ее жизненную энергию и красоту, художественно пересоздает и возвышает половые отношения мужчины и женщины. Постоянное влечение любви к прекрасному миру художественных ценностей имеет свое основание и объяснение.

1. Искусство всегда отражало половое влечение человека и его высшую форму — любовь. Любовь является одним из важнейших объектов художественного творчества и эстетического созерцания. Интерпретация рассмотренного явления в некоторых случаях ведет к крайностям (метафизические альтернативы).

По мнению О. Вейнингера и ряда других сторонников аскетизма, половое влечение не принимает никакого, даже косвенного участия в создании той или иной эстетической ценности. Эти авторы убеждены в том, что искусство презирает инстинкт воспроизводства человека, отворачивается от материального тела и расцветает в сфере фантазии. Красота, по мнению Вейнингера, не имеет ничего общего с половым влечением.

Фрейд и его последователи, напротив, считают половое влечение главным и определяющим содержанием искусства. Единственную вечную тему художественного творчества они видят в ситуациях половых отношений и прежде всего в странной «сублимации» так называемого подавленного эдипова комплекса.

Художественная фантазия, по Фрейду, является абстрактной мыслительной компенсацией полового влечения. Не имея возможности достичь своего действительного осуществления, оно трансформируется в мечтах и произвольных художественных построениях.

Фрейдисты преднамеренно и постоянно ищут в каждом образе искусства, в каждом тексте, а особенно в подтексте эстетических шедевров лейтмотив господства пола, эдипов комплекс, проявление подсознательно интимной сексуальной драмы. Они воспринимают художественное творчество как самолечение психики посредством обуздания и переключения бессознательного, посредством самой утонченной эстетической сублимации подавленного инстинкта.

Искусство не является ни полностью направленным на сексуальную тематику, ни несовместимым с нею. Искусство отражает человека в эстетически преобразованной форме. Оно расцветает на основе изменяющей социальную жизнь практики людей. Ставя в центр своего внимания человека, искусство не может не отразить все значительные этапы его социальной реализации и все волнующие его любовные переживания. Оно эстетически пересоздает или, иначе говоря, заново открывает целостного человека с точки зрения законов красоты.

Именно поэтому мужчина и женщина, испытывающие чувство любви, проявляют обычно подчеркнутую склонность к восприятию искусства с величайшей внутренней готовностью и неутолимой духовной жаждой. В нем они находят особую проекцию своих интимных любовных переживаний, которые стремятся осознать, осмыслить.

2. Обязательной составной частью воздействия искусства является его так называемая «гедонистическая функция», то есть присущая ему имманентная способность возбуждать чувство эстетического наслаждения. Оно притягивает людей как «магнитом», щедро даруя им приятное волнение, глубокую и светлую радость.

Некоторые авторы видят одну из задач искусства в том, чтобы пробуждать дремлющие чувства, склонности и страсти. Но эта его специфическая функция непосредственно воздействует на развитие культуры взаимоотношений полов. Влюбленные ощущают и осознают, что искусство поощряет их спонтанно возникшие чувства, придает им большую внутреннюю силу. Именно поэтому они жаждут приобщиться к эмоциональной атмосфере художественных произведений.

3. Искусство создает определенную эстетизацию человека и всего, что реально значимо для него в данной конкретной исторически объективной ситуации. Оно придает изящество отношениям людей, «смягчая» примитивную силу страстей, облагораживает с помощью фантазии чувственность, возвышая волнения и порывы тела.

Влечение к искусству, к созданной воображением эстетической условности является, по словам Гегеля, отрицанием (разумеется, диалектическим) «прозы действительности» с ее банальными сторонами. Это — приобщение влюбленных к «изящному способу выражения» чувств, мыслей и переживаний, к высшей красоте. Искусство существует как некий особый мир одухотворенной человеческой природы.

Как высшая форма воспроизведения жизни искусство делает объективно возможной исключительно тонкую трансформацию чувств, влечений и страстей человека, заставляя необузданные порывы проявляться в полете фантазии, смягчая грубость инстинктов. Человек эстетически овладевает своей внутренней первичной стихией жизни.

Выготский прав, когда говорит, что «художественные эмоции» сохраняют необычайную силу, но не взрывают, не потрясают психику. Искусство создает своеобразный барьер в сознании человека. Оно превращает дикие и слепые влечения плоти в «умные эмоции». Таким образом происходит самый целесообразный «разряд нервной энергии» человека. И вместо мучительного переживания в данной противоречивой обстановке мы приобретаем «высокое и просветляющее ощущение легкого дыхания», эмоционального наслаждения.

4. Искусство художественно воплощает систему принятых ценностей и норм, которой должен следовать субъект. Хотя по своим имманентным свойствам оно чуждо «поучению», четкому предписанию, моральной дидактике, его целью является создание ореола вокруг высших добродетелей, признанных таковыми в данных исторических условиях. Его функция в этой области имеет силу целебной магии.

Влюбленные усваивают и реализуют ценности искусства, воспринимая и переживая их «сотворенную красоту» (слушают музыку, смотрят картины, читают художественную литературу и т. д.), актуализируя определенные эстетические ценности, давая им собственную интерпретацию. Вместе с тем они могут выступать как субъекты художественного творчества (танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, пишут стихи и т. п.).

Фактически эти два основных варианта применения и актуализации художественных ценностей в любви не разделены пропастью. Мужчина и женщина, любящие друг друга, часто созерцают произведения искусств и в то же время стремятся к творческому созданию художественных образов. Таким путем происходит эстетическое развитие человека.



любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!