любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Введение

Введение

В этой книге мы будем говорить о любви, о том могучем духовном и физическом влечении, которое возникает с силой невидимой вольтовой дуги между мужчиной и женщиной.

Издавна человек стремится постичь тайны любви, приносящей ему светлую радость и глубочайшие страдания, пытается проникнуть в ее сущность.

Разнообразны суждения и афоризмы всех времен о любви: в них и поэтические хвалы и великие обиды, благоговение и пошлость, восторг и страдания, юношеское озорство и проклятия судьбе. Поэзия народов мира пламенно и вдохновенно воспевает грандиозную силу человеческой любви.

Но эта древняя и вечная тема искусства не пользуется столь же пристальным вниманием науки о человеке. Возможно, дело здесь в значительной сложности самого объекта изучения, требующего комплексного исследования самых различных наук: биологии и философии, социологии и психологии, этики и эстетики и т.д., ибо любовь связывает зарождение живого белка с социальными отношениями, с тайнами психики, с бесконечностью бытия.

Сказывается, безусловно, и наблюдаемая в настоящее время тенденция к рационализации личности человека, к своего рода «механизации и автоматизации» ее социальной и духовной природы. Речь идет не о фатальной обреченности эмоций, а об одном из отрицательных последствий научно-технической революции, которые должны быть преодолены в ходе дальнейшего развития общества. Однако угроза определенного эмоционального обеднения человека вполне реальна.

Приведем такой характерный пример. В. Британской энциклопедии 1935 года три страницы уделяется термину «атом» и одиннадцать страниц — термину «любовь». Поистине романтические времена! Однако издание 1966 года той же энциклопедии демонстрирует нарушение равновесия: тринадцать страниц щедро отводится термину «атом» и лишь одна страница остается на долю «любви».

Разумеется, бурная «экспансия» разума — это совершенно закономерная тенденция развития научного познания в современную эпоху. Но можем ли мы согласиться с тем, что благотворная сила любви, этого вечного стремления к движению, совершенству, развитию, к потенциальному бессмертию рода человеческого, к обновлению поколений, заслуживает сегодня меньшего внимания?

Еще античные мыслители понимали благодатную роль и могучую силу любви, воспринимая ее в космическом плане как первичное начало бытия, как важный фактор человеческой судьбы. Гесиод в «Теогонии» рассказывает, как из бездны Хаоса родилась земля (Гея) и вместе с ней златокудрый бог Эрос (или Эрот). Имя этого чудесного и страстного бога любви — согласно более поздней мифологии, сына Афродиты,— символ побуждения, устремления, соединения разделенных частей вселенной. Все на небе и на земле происходит лишь при его вмешательстве и активном участии.

И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Сложные и противоречивые тенденции бытия Эроса представлены в диалоге Платона «Пир». Мы словно присутствуем на философском диспуте античной мысли. Семь видных мужей, собравшихся на пир в доме одного из них, Агафона, единогласно решают, что каждый из присутствующих должен высказать свое мнение о любви. Устами пирующих Платон раскрывает свою философию любви. Суждения оказываются абсолютно различными, даже противоречивыми. Согласно Платону, каждый предлагает часть истины, и никого нельзя полностью опровергнуть логическими доводами.

Федр заявляет, что «Эрот самый древний, самый почитаемый и самый могущественный из богов, наиболее способный наделить людей доблестью и даровать им блаженство при жизни или после смерти».

Павсаний утверждает, что есть два Эрота, один — земной, он «способен на что угодно», ищет наслаждений, а не красоты, и поэтому именно его любят «люди ничтожные». Другая любовь — небесная, «лишенная сладострастия». Эриксимах добавляет, что Эрот обладает неизмеримой властью и силой, он существует не только в таинственном мире человеческих душ, но «живет... в телах любых животных, в растениях» как универсальное стремление бытия.

Аристофан подхватывает идею о поляризации тел, между которыми рождается любовь. Влечение — это стремление восстановить разделенную, диалектически единую сущность. Легенда рассказывает, что некогда человек был особым существом, «шарообразным», у него было четыре руки, и ног столько же, сколько рук, два лица, глядевших в противоположные стороны, одна голова, четыре уха. Великая дерзость человека постепенно начала пугать богов Олимпа. Зевс решил разделить людей, как «разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском», чтобы каждый из них ходил не на четырех, а на двух ногах, чтобы люди стали слабее. И после того, как человеческое тело было разорвано на две части, «каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине», они «сплетались и обнимались, страстно желая срастись». Так возникла земная любовь.

Агафон говорит, что Эрот — «самый молодой бог», который не стареет, остается «вечно молодым». Его сила в красоте, всякий, кто коснется его, «становится поэтом», Эрот «избавляет нас от отчужденности и призывает к сплоченности».

Сущность платоновской концепции любви образно раскрывает философское красноречие Сократа, доказывающего противоречивость природы любви. Эрот олицетворяет собой стремление к тому, чего мы лишены. Он «смел и силен... он всю жизнь занят философией, он искусный колдун и софист». Никто не в силах остановить могущественное воздействие его животворной силы. Как воплощение страстного и неутолимого стремления сознания к прекрасному, Эрот «ни бессмертен, ни смертен: в один и тот же день он живет и расцветает, если дела его хороши, то умирает... то оживает опять». Вот почему все люди, которые находятся в его власти, зачинают и рожают: одни телом, другие духом. Вначале Эрот заставляет человека влюбиться в тело, но это низшая форма любви. Сознание постепенно поднимается к красоте, заключенной во многих телах, и в конце концов достигает ее чисто духовной и абстрактной сущности в царстве идей.

Мистифицируя любовь, античная мысль в то же время указывает и пути ее научного изучения. Догадки Платона на протяжении веков обогащаются и развиваются на диалектической и материалистической основе. Современная научная мысль также должна попытаться проникнуть в сущность этого явления, этого комплексного биологического и социального взаимного влечения и общения мужчины и женщины, возникающего на основе инстинкта воспроизводства поколений и обеспечивающего особенно интенсивное духовное и телесное наслаждение.

Любовь — один из самых глубоких порывов человеческого духа. «Любить — значит быть человеком, — писал Фейербах. Философия должна внести свой вклад в исследование природы и социальных функций этой одухотворенно-эмоциональной формы существования человека.



любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!