любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Косметика, мода и любовь

Косметика, мода и любовь


Рассмотрим некоторые «технологические аспекты» красоты мужчины и особенно женщины, существенно способствующие их взаимной привлекательности. Прежде всего обратимся к косметике. Ее значение было велико уже в Древнем Египте. Тогда косметика была искусством украшения человеческого тела, прежде всего кожи, лица, пальцев, ногтей и т. д. В Древней Греции, а затем и в Древнем Риме это искусство получает дальнейшее развитие.

Еще за 5000 лет до н. э. египтянки делали педикюр, пользовались краской для волос, тенями для глаз и т. д. Римляне широко применяли баню, создавали кремы для поддержания свежести кожи. В средние века косметика подвергается гонениям. Забота о человеческом «грешном теле» объявляется занятием, угодным дьяволу.

В XIX веке вновь наступает расцвет косметики, уже на научной основе. Возрастает ее роль как раздела гигиены, служащего целям поддержания красоты и здоровья человека. Но понятие косметики определяется в литературе не вполне однозначно. В косметике видят иногда лишь искусство или умение производить известные манипуляции. «Косметика, — пишет Ф. Гуске, — это искусство сохранить человеческое тело здоровым и красивым, проявляя индивидуальную заботу о нем».

Это определение по существу очень старо. Оно восходит к временам Древнего Египта и Древней Греции. Многие врачи в настоящее время акцентируют внимание на другом содержании этого понятия, подчеркивая необходимость системных знаний. «Косметика — наука о поддержании кожи в здоровом и красивом состоянии... область медицины, скорее дерматологии».

Приведенные определения неполны, они верны лишь частично. С одной стороны, косметика является искусством, с другой — это наука о гигиене, профилактике, терапии и декорировании (эстетизации) кожи, губ, волос и т. п., то есть биоанатомической внешности человека. Все ее функции следует рассматривать в комплексе.

Следовательно, косметика по существу имеет три аспекта: гигиена, лечение, декорирование. Как действия, как специфические функции, они находятся в органическом единстве. Украшая человека, косметика вместе с тем заботится о его здоровье и лечении. Заботясь о его гигиене и лечении, она украшает его. Вот почему косметика всегда должна находиться одновременно в руках медицины и эстетики, науки и искусства (в широком смысле слова).

Нельзя отрицать или недооценивать исторически утвердившееся благородное дело косметики. Истинные чудеса косметического перевоплощения имеют уже сложившуюся репутацию в нашу эпоху и не нуждаются в рекламе.

Изучение и оценка многовекового искусства косметики— сложная задача. В ней следует выявлять как рациональное начало, так и опасные прихоти кокетства и суетности, сопутствующих человеческому бытию.

Когда косметологи осторожно устраняют те или иные дефекты лица, сохраняя в то же время тип человека, характерные признаки его внешности, это полезное дело. Но стремление (особенно определенной категории женщин) любой ценой стать красивыми, вопреки всем рекомендациям косметологов, абсолютно неоправданно.

В таких случаях косметика оказывает плохую услугу любви. Черноволосая женщина, ставшая крашеной белокурой красавицей, или женщина, путем пластической операции превратившая свой длинный с горбинкой нос в маленький курносый носик, изменяют свой внешний тип. Это приводит к недоразумению психологического характера, вносит элемент дезориентации в процесс выбора объекта любви.

Нельзя безнаказанно обманывать природу, рано или поздно эта легкомысленная игра в прятки может привести к результатам, противоположным желаемому. Косметическое вмешательство оправданно и рационально, если оно не затушевывает и не фальсифицирует индивидуальные черты лица, атрибуты тела, а ярче, пластичнее (с чувством меры) подчеркивает тип человека.

Жизнь показала, что косметика — это обоюдоострый ноле. Ее полезность вряд ли можно отрицать, когда речь идет о коррекции определенных «фабричных дефектов» природы, об известном приукрашивании тела и об осторожном (а не чрезмерном) подчеркивании особенно характерных, естественных черт индивида. Однако косметика становится обманом, врагом счастья и любви, когда она фальсифицирует истинную человеческую внешность, вырабатывает изящные маски для ее прикрытия, для демонстрации мнимых достоинств.

Чрезмерное употребление косметики и излишняя разряженность придают женщине сходство с живой куклой. Все в ее красоте выглядит искусственным, созданным в лаборатории косметики. Женщина как бы лишена биологической субстанции человеческой личности.

Разумное применение косметических средств не скрывает типа данного лица, но подчеркивает его естественные формы, придавая ему определенную, индивидуально-эстетическую направленность. Привлекая внимание к определенным чертам лица, следует учитывать особенности его строения. Шаблон может погубить естественную красоту. Овал требует одного акцента на губах, бровях и волосах, круглое лицо — другого и т. п.

Косметика должна бережно относиться к пластическим особенностям каждого лица, каждой фигуры. Нет необходимости слегка округлые формы тела превращать в изящно вытянутые, только чтобы они соответствовали избранному стандарту. Чрезмерное похудение может привести к неприятным последствиям. Делом косметики является подчеркивание индивидуальных и родовых аспектов внешней красоты человека при соблюдении нормальных эстетических пропорций. Косметика призвана помогать природе, но не лишать ее законных прав.

Естественная красота обычно расцветает в условиях активной трудовой деятельности. Не случайно Кампанелла утверждал, что в «городе солнца» не будет безобразных, ибо женщина благодаря труду будет сохранять стройность тела и здоровый цвет кожи.

Женщины будут «краснеть, если они носят высокие каблуки и достигают красоты не развитием тела, а ленивой изнеженностью и таким образом вконец разрушают естественное развитие здоровья, не только свое, но и своего потомства». Хотя Кампанелла доходит до крайностей в своем стремлении подчеркнуть слабые стороны косметики, его основная идея содержит рациональное зерно. Красота не может длительное время сочетаться с ленивой изнеженностью тела. Ее естественное обаяние обусловлено постоянной социальной и трудовой активностью человека, общением с природой, полным выявлением его духовных потенций.

В любовных отношениях мужчины и женщины определенную роль играет также мода. Как психический феномен, она имеет общественный характер. Понятие моды в широком смысле слова означает специфическую «динамичную форму стандартизированного массового поведения, возникающую преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов, увлечений и т. д.»

В этой форме «шаблонизации» человека постоянно выделяются два необходимых, глубоко взаимосвязанных механизма — «уподобления», идентификации и «обособления», контрастирования. В сущности, это, так сказать, диалектика моды. Ее основа как феномена проявляется в известной степени противоречиво: с одной стороны, человек подражает лицам, имеющим в его глазах высокий социальный престиж, а с другой стороны, пытается отделиться от людей, которых он недостаточно ценит. Или, другими словами, существуют обычно два критерия моды: по отношению к одной социальной группе — конформизм, некритическое восприятие вкусов; по отношению же к другой социальной группе — негативизм, категорическое подчеркивание и противопоставление ей своего поведения.

Мода затрагивает различные стороны быта и социальной жизни: домашнюю обстановку, правила поведения, развлечения, спорт, науку, искусство, языковые стандарты, одежду, обувь, прическу, украшения, песни, танцы, косметику и др. Мы рассмотрим те из них, которые непосредственно связаны с взаимным притяжением мужчины и женщины. Конкретно вопрос затрагивает искусственную эстетизацию человеческого тела и особые стандарты поведения обоих полов в различных ситуациях знакомства и ухаживания.

Условно эти явления могут быть названы модой сексуально-эстетической культуры. Они функционально связаны с выбором объекта любви и взаимной адаптацией мужчины и женщины.

В отличие от сферы приложения косметики, объектом которой являются естественные человеческие атрибуты (кожа, губы, ногти, волосы и др.), мода, рассматриваемая как компонент сексуально-эстетической культуры, занимается главным образом красотой искусственных принадлежностей тела (драгоценностей, одежды, обуви и т. д.). Но между этими особыми сферами существуют и некоторые точки соприкосновения. Например, декорирование волос, бровей и губ может быть задачей как косметики, так и моды.

Массовые психически заразительные явления эстетизации внешности человека служат выражением его стремления к большей целесообразности и красоте форм. Мода, как и косметика, имеет многовековую историю. Еще древние египтяне создавали эстетические каноны человеческой внешности. Так, женщинам позволялось носить лишь вполне определенные украшения и туалеты строго установленной формы, прозрачное, ниспадающее с плеч плиссированное платье четких, прямых линий (калазирис), длинные прямые волосы, особенные, «сфинксовые» платки и др.

В Древней Греции сформировались иные представления о стиле одежды и внешности человека. Основными видами одежды древних греков были хитон, подобие рубашки, скреплявшейся на плечах застежкой, и гиматий, свободно драпировавшийся прямоугольный кусок ткани. Эта одежда, позволявшая проявить все богатство эстетической фантазии человека, не скрывала гибкости и пластичности форм его тела.

В эпоху феодализма наступает черед более плотных и строгих одеяний. Они словно в кокон укутывают женщину с головы до ног, скрывая формы тела и придавая ему искусственные геометрические очертания.

Но мода, не увековечивая ни одной формы, непрерывно меняется. На смену строго целомудренным одеяниям средневековья с высокими гофрированными воротниками приходят глубокие декольте, украшенные кружевами и лентами в стиле барокко, многоцветными, как павлиньи перья. Затем в моду входят кринолины с блестящими пышными орнаментами в стиле рококо, золотое шитье на рукавах, парики и т. д.

Неисчислимы перевоплощения и капризы моды на протяжении веков. Современная эпоха, очевидно, предоставляет наибольший простор ее неисчерпаемой изобретательности. Мода становится свободной, утилитарной, динамичной. Одежда, как наиболее важная сфера ее проявления, должна отвечать следующим функциональным требованиям: а) быть практичной, целесообразной и удобной для человека во время выполнения им той или иной деятельности в процессе труда и отдыха и защищать его от неблагоприятных атмосферных воздействий; б) отражать определенную сословную, классовую, идеологическую или политическую принадлежность личности; в) подчеркивать или обнажать ту или иную часть тела в целях эстетического воздействия на другой пол.

Мода требует постоянных изменений в одежде или в других искусственных дополнениях человеческой внешности. Непривычные элементы в одежде данного лица обновляют его внешность. Они изменяют определенные, ставшие уже банальными формы одежды, прически и т. д. «Обновленный» таким образом человек представляется более интересным. Так с помощью моды «провоцируется» внимание к нему других людей. Следовательно, речь идет о желаемом чувственно-наглядном воздействии.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!