любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Одухотвотение плоти ⇒ Социальность любви

Социальность любви


Человек — существо общественное. Об этом говорил еще Аристотель около 2300 лет назад. Это последовательно и научно доказал Маркс с позиций диалектико-материалистического понимания философии, истории и социологии. Такая характеристика бесспорно имеет различные взаимосвязанные аспекты. Человек является продуктом общества, его условий; он существует как выражение, как практическая реализация социальных отношений. Но, в конечном счете, человек сам создает общество, изменяет его в соответствии с законами истории и таким образом творит и свое бытие.

Развиваясь, человек не перестает оставаться биологическим существом, самым сложным и жизнеспособным творением окружающей его природы. Он существует полностью в режиме, так сказать, двойного подчинения. С одной стороны, человек подчиняется объективным законам социальной системы, определяющим его развитие по пути культуры. С другой стороны, он испытывает воздействие и биологических законов, законов природы.

При этом биологические факторы, условия, закономерности жизненного порыва в известной степени социально «абсорбированы». Фактически они действуют не абсолютно непосредственно, как у животных, а скорее косвенно, через определенную социальную среду при наличии известной общественной регуляции.

Все это как тенденция, как закономерная структура взаимоотношений проявляется и при половом влечении. Инстинкт, который осуществляет потенциальное бессмертие человека, в границах социальной системы приобретает общественную обусловленность.

Исчерпывающее объяснение этой важной проблемы требовало научного понимания социальной структуры и законов ее развития. Эта теоретическая задача была разрешена с возникновением марксизма. Научное понимание общества создало возможности для освещения всех аспектов взаимосвязи инстинкта продолжения рода и социальных отношений. Эта общая теоретическая установка имеет принципиальное значение. Человек освобождается не от природных инстинктов, а от непосредственного и прямого их воздействия, он регулирует и «очеловечивает» свои «животные потребности». Развитие человеческих половых взаимоотношений объективно отражает один из аспектов истории цивилизации. Человек обладает интеллектом, сознанием, чувствами. Именно поэтому он стоит над всеми другими живыми существами. Его жизненные инстинкты могут проявляться только на основе социальных отношений. Общество является «воспитателем» природы. Человек дополняет силу инстинкта величием и красотой своего сознания. Таким путем образуется особая биосоциальная структура взаимоотношений.

1. Половое влечение женщины к мужчине и мужчины к женщине становится формой разумного и целенаправленного в данной ситуации общения влюбленных. Животное оплодотворяется абсолютно инстинктивно, не осознавая обстоятельств полового контакта и не имея представления о его последствиях. У него развиты лишь самые элементарные условные рефлексы. Человек же обладает сознанием, закономерно развившимся в процессе труда и социальных отношений. Он оценивает и регулирует свои поступки на основе определенных принципов и норм. Это придает одухотворенность его сложным половым отношениям.

Но сознательность в человеческой любви проявляется не только как предвидение, осознание и целенаправленная регуляция своих действий, но и как богатство фантазии, глубина стремлений к достижению личного счастья. У сознания есть три измерения: оно извлекает уроки из прошлого, создает мыслительную ориентацию в настоящем, предвидит будущее. Сознание преобразует любовь человека в прекрасное, богатое эмоциональными ассоциациями, волнующее воспоминание, позволяет ему испытать всю полноту счастья и дарует трепетную надежду на новое наслаждение в будущем.

Любовь человека не является только инстинктом, влечением пола, чисто физиологическим наслаждением при общении двух существ. Она сплетает по законам гармонии импульсы природы и золотые нити сознания, физиологические законы организма и духовные нормы. Соединяя прошлое, настоящее и будущее, сознание бесконечно углубляет и расширяет сферу эмоциональных переживаний при половых отношениях. Любовь никогда не существует как законченное переживание в момент ее реализации. Она всегда и волнующее воспоминание и светлое ожидание.

У животного в коре головного мозга сохраняются условно рефлекторные следы прошлого. Эти аккумулирующие опыт следы актуализируются спонтанно, под воздействием связанных с ними внешних раздражителей. Но животное не может сознательно воспроизводить свое прошлое, превращать его в источник новых, целенаправленных переживаний. В этом смысле у него нет воспоминании. С другой стороны, животное абсолютно неспособно к предвидению своей будущей судьбы. Оно не может фантазировать, мечтать, мысленно переживая красоту и наслаждение половых отношений.

2. Любовь связана с моральным сознанием человека, с его пониманием добра и зла, нравственного и безнравственного в данной социальной структуре. Этот вопрос имеет существенное значение при оценке уровня прогресса в области культуры.

Животные не знают морали, они существуют, так сказать, «по ту сторону добра и зла». Кажущаяся моральная самоотдача и самопожертвование самца и самки является лишь их взаимосвязанностью, часто очень прочной, однако всегда абсолютно лишенной сознания единства с «партнером» по общению, ответственности, подчиненности каким бы то ни было социальным нормам поведения; мы не можем говорить здесь о благородстве, долге и т. д. в прямом их смысле.

Только человек вносит в половые отношения мораль. Он влюбляется и берет на себя обязанность уважать интимную дружбу и хранить ее как высшее благо. Когда человек испытывает истинное чувство, он способен проявить самопожертвование и огромную моральную силу.

3. Любовь развивается как особая эстетизация отношений между мужчиной и женщиной. Она создает красоту и обостряет способность к ее восприятию, стимулирует художественное восприятие мира.

Животное не знает магии искусства. Ему полностью чужды законы красоты, одухотворяющие мир. Животное не может создавать произведения искусства, воспринимать и переживать эстетические ценности. Его искусство подобная деятельность абсолютно инстинктивна, шаблонна, биологически предопределена.

Лишь человек может создавать красоту и созерцать ее совершенство, усваивать действительность не только по мерке своего вида, но и по мерке индивида. Только человек может вплетать искусство в ткань жизни, следовательно, эстетизировать отношения полов.

4. Любовь представляет собой социальное явление, поскольку она в конечном счете порождает социальные последствия. Ее сила, как физиологическая, так и духовная, сплачивает людей. Любовь направляет мужчину и женщину к прочной совместной жизни, к семейно-брачной форме отношений.

Любовь формирует не изолированные, абсолютно самостоятельные пары. Она укрепляет устойчивость коллектива, порождает новую моральную ответственность перед человечеством, перед высшими интересами общества, социальной системы. Клара Цеткин в своих воспоминаниях о Ленине приводит его слова: «...В любви участвуют двое и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу».

Исторически развитие любви является формой укрепления «гомеостаза» общества. Мужчина и женщина постоянно содействуют достижению большей зрелости социальных отношений. Моногамия выражает определенные тенденции общественного развития с античных времен до наших дней. Совместная жизнь на основе любви между мужчиной и женщиной играет существенную роль в преодолении социальных противоречий. Она исторически содействует прогрессивной эволюции моногамии.

5. Идейное и социально-психологическое содержание любви зависит от уровня развития общества. Мужчина и женщина взаимодействуют не только биологически, но и духовно. Они аккумулируют в своей интимной дружбе мысли, чувства и желания определенной социальной группы. В условиях различных формаций любовь имеет различное идейное и социально-психологическое содержание. Это наделяет общую гамму ее духовных компонентов особыми оттенками.

Так, во времена средневековья любовь сочетает в себе элементы христианской мистики и так называемые рыцарские идеалы, тогда как Ренессанс намечает формирование новой социальной психологии. Любовь становится более разумной, земной и гуманной. В XVIII веке она испытывает влияние придворной, аристократической культуры.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!