любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Ощущения и любовь ⇒ Осязание

Осязание


Несомненно, что эта привычная форма восприятия действительности является первичной и глубоко органичной для специфического содержания психики. Биологически ее рефлекторные механизмы формируются на основе целесообразности.

Кожная чувствительность представляет собой продукт развития жизни в течение миллионов лет. Она помогает индивиду ориентироваться среди объективных процессов материального бытия, условий его существования. Кожная чувствительность дает с помощью контакта биологически ценную информацию о различных свойствах явлений и вещей — острота, мягкость, твердость, текучесть, холод, шероховатость, тяжесть, теплота и т. п. Она позволяет живому существу выбирать наиболее благоприятную среду для развития.

Кожная чувствительность несет сообщения о воздействии разных раздражителей. Ее информация сигнализирует о прикосновении, температуре и болевых ощущениях. Кожная чувствительность связана с инстинктами насыщения и самосохранения индивида. Но этим не исчерпываются ее жизненные функции.

Она имеет большое значение для реализации полового общения и мужчины и женщины. Ее компонентами являются безусловные и условные раздражители целостного интимного переживания. Кожные ощущения биологически отвечают стремлению противоположных полов к физическому сближению, ощущению тела другого человека, к объятиям и, наконец, к завершению их половым актом.

Чувствительность кожи, рефлекторно связанная с системой половой секреции, начинает активно функционировать после достижения пубертатного возраста. Нервные клетки, воспринимающие раздражение, разбросаны как созвездия разной плотности по всей поверхности тела. Расположение их у представителей мужского и женского пола биологически специфично. Женские кожные эрогенные зоны занимают большую часть тела. При этом они гораздо более возбудимы и чувствительны. Не только грудь, губы, шея, бедра, область половых органов, но и вся поверхность женского тела играет роль органа интимного влечения.

У мужчины эрогенные зоны более локализованы, концентрированы. Они занимают область половых органов, отчасти грудь и губы.

Возникновению полового влечения у мужчины также способствуют кожные ощущения. Прикосновение, ласка, поцелуй — источники наслаждения не только для женщины, но и для мужчины, физический контакт волнует обоих. Неужели пальцы мужчины, которые ласкают женщину, не являются эрогенными? Оба одинаково жаждут осуществления контакта. И все-таки женщина чувствительнее, восприимчивее, сексуальнее.

Эрогенная кожная чувствительность обыкновенно является синхронной, двусторонней. Мужчина и женщина испытывают общее, хотя и с разной интенсивностью, возбуждение удовольствия, вызванного лаской прикосновения, поглаживания, поцелуя и т. п. Взаимность усиливает тонус переживания, естественную концентрацию наслаждения.

Кожные ощущения, возникающие в результате контактного взаимодействия обоих полов, вызывают специфические, разнообразные ассоциации. Они могут быть безусловным раздражителем чисто биологической, животной сферы пола. В этих случаях прикосновение, поглаживание, телесный контакт имеют непосредственно возбуждающее значение. Это просто проявления полового влечения.

Чувственное эпикурейство не знает богатства психических переживаний. Оно находит свою реализацию в простом физическом слиянии тел. Но у человека с богатой эмоциональной и развитой интеллектуальной жизнью кожные ощущения неизбежно взаимодействуют с чистейшими порывами сознания, с возвышенной эстетизацией переживаний. Эмоции полового влечения становятся принадлежностью сферы духовной культуры. Соприкосновение двух человеческих тел, соединенных половым влечением, в эпоху цивилизации не является чисто биологической, животной процедурой инстинктивного полового удовлетворения. Оно представляет собой также форму духовного слияния и общения двух людей.

С одной стороны, кожные ощущения воздействуют на человека безусловно-рефлекторно. Женщина, прикасаясь к телу мужчины, которого она любит, ощущает общие атрибуты противоположного пола: силу руки, напряжение мышц и т. п. Кожные ощущения мужчины также позволяют ему безусловно-рефлекторно воспринимать известные атрибуты женщины. Он не может не испытывать наслаждения, ощущая ее мягкую и теплую кожу, округлость форм и т. п.

Однако, с другой стороны, это воздействие несет в себе специфические индивидуальные компоненты, присущие той или иной отдельной личности (мужчине или женщине). Они способствуют выбору объекта любви, сознательно пли бессознательно участвуя в подведении итогов, склоняющих чашу весов в ту или иную сторону.

Кожные ощущения обычно усиливают интимные чувства, общую возбужденность психики. Они материализуют духовное влечение любви в форме непосредственного чисто чувственного контакта, превращая неземной трепет в земной, а земной — в неземной. Герой комедии Лопе де Беги «Изобретательная влюбленная», Лусиндо, говорит о своей любви:

Она еще сильней воспламенилась

От близости к руке моей любимой.

И, чтоб умерить жар невыносимый,

Она к устам — но тщетно! — устремилась...

(Перевод Е. Блинова)

Даже нежные кончики пальцев воспринимают любовные токи. И человеку очень трудно отделить в этом явлении наслаждение духа от сладострастности кожных ощущений. В «Монт-Ориоле» Мопассана взгляд влюбленной Христианы притягивает рука лежащего Поля Бретиньи. «И вдруг у нее явилось желание дотронуться до его руки, игравшей травинками, неодолимое желание крепко сжать ему руку, и все, все передать этим пожатием; ее рука тихонько соскользнула с платья на траву и замерла, разжав пальцы. И тогда она увидела, как его рука осторожно приближается к ней, словно влюбленный зверек к своей подруге. Она придвигалась все ближе и мизинцем дотронулась до его мизинца. Кончики пальцев коснулись друг друга, чуть-чуть, едва заметно, отодвинулись, снова сблизились, словно губы в робком поцелуе. Но эта никому не видная ласка, эти легкие прикосновения врывались в нее такой бурной волной, что она изнемогала, как будто он снова сжимал ее в объятиях».

Кожная чувствительность имеет глубокие, закрепленные в процессе эволюции филогенетические корни. Она глубоко связана с половым влечением, активизирует жизненные силы индивида, порыв эмоций, сохраняет стойкие следы в его подсознании. Может быть, поэтому изначальная ее стихийная сила столь жизненна. Когда наступает долгая разлука между любящими, следы ощущений стираются в сознании неравномерно. Сначала обычно бледнеют зрительные представления о любимом образе, потом память о голосе и аромате. Дольше всего сохраняются следы кожных ощущений, смутное воспоминание о прикосновениях, о ласке и теплоте рук, губ, тела. Первичная и в наибольшей степени биологическая связь оказывается самой прочной.

Естественно, что сила этой связи увеличивается под воздействием высших психических компонентов любовного влечения. В то же время она внутренне стимулирует могущество духовного начала, высшего порыва к слиянию любящих. Попытки противопоставить кожные ощущения другим психическим компонентам любви обычно восходят к косному средневековому аскетизму, монашеской жизненной философии либо связаны с мещански-лицемерной дискредитацией тела.

Кожные ощущения с их требованием непосредственного контакта «субъективируют» внешнюю действительность. Они дополняют избирательную ориентацию зрения, слуха и обоняния, гносеологически подтверждают специфические данные других человеческих органов чувств. Но они могут и корректировать их. Вето осязания имеет обязательную силу в любовной сфере.

Как правило, телесный контакт начинается с соприкосновения рук. Поводы для этого могут быть самые разные. Это зависит от находчивости, смелости и темперамента влюбленных.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!