любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Целостность восприятия

Целостность восприятия


Перечисленные в начале предыдущего раздела характерные признаки личности до конца не исчерпывают многообразия факторов, способствующих возникновению любви. Зарождение любовного чувства связано с наиболее полной и многосторонней оценкой возможного избранника. Известное влияние на выбор оказывают, например, и такие конкретные свойства и признаки, как чувство юмора, пластика тела, походка и т. д. Но мы сознательно ограничиваем наше исследование.

Указанные критерии выбора могут быть систематизированы в две основные группы в следующем порядке.

А. Первичные (биологические, анатомические, нейрофизиологические): особенности строения тела человека, индивидуальные черты его внешности, тип нервной системы и т. д.

Б. Вторичные (социальные, идеологические, нравственные, эстетические, психологические): общественная среда, мировоззрение, воспитание, вкусы, взгляды на будущее, система ценностей и т. д.

Как первичные, так и вторичные факторы могут реально содействовать и препятствовать возникновению любви. Первичные факторы играют положительную роль, когда они различны и дополняют друг друга, вторичные — когда они одинаковы, сходны, близки. В зависимости от особенностей отдельных групп факторов могут складываться следующие основные комбинации.

1. Первичные факторы дополняют друг друга, они различны до противоположности, вторичные же — сходны, близки. Эту комбинацию можно охарактеризовать как оптимальную. Она создает необходимые условия для счастливой и гармоничной любви.

2. Первичные факторы дополняют друг друга, они различны вплоть до противоположности, вторичные также противоположны. В большинстве случаев это создает драматическую ситуацию. На почве благоприятного биоанатомического сочетания зарождаются интимные чувства. Но существующие конфликтные противодействующие факторы подрывают согласие партнеров. Над такими отношениями словно тяготеет «проклятие» социальной надстройки.

3. Первичные факторы одинаковы, сходны, близки; вторичные — тоже одинаковы, сходны, близки. Это создает условия для делового сотрудничества при отсутствии биологических импульсов половой любви. Поэтому отношения не выходят за рамки рационального и даже «холодного» товарищества. Над такой связью тяготеет «проклятие» природы.

4. Первичные факторы одинаковы, сходны, близки; вторичные же — противоположны. Это наиболее неблагоприятное сочетание. Здесь отсутствует реальная основа для истинной эмоциональной симпатии. Налицо полное взаимоотталкивание.

Так называемые первичные факторы любовного выбора обычно передаются по наследству, оставаясь неизменными в онтогенезе. Как уже было отмечено, эти факторы взаимного притяжения должны закономерно дополнять очертания «идеала». Необходимость биоанатомической и нейрофизиологической вариантности и контрастности полов в их наиболее целесообразном соединении для воспроизводства человеческого рода как тенденция отмечалась различными авторами (философами, психологами, антропологами, писателями и т. д.).

Лихтенберг говорил о диалектике союза, основанного на истинной дружбе: «Две души, которые соединяются, все же никогда не соединяются настолько, чтобы в обеих не сохранилось именно то привлекательное различие, которое делает взаимное общение таким приятным».

Великие писатели, разбираясь в сложностях «магии жизни», инстинктивно прослеживают пути зарождения любви. Герой новеллы Томаса Манна Тонио Крегер, «типичный южанин» со «смуглым лицом» и темными глазами, безнадежно влюбляется в «белокурую, прелестную Инге», девушку с миндалевидными «смеющимися синими глазами». Но она не замечает его чувств. Позднее Тонио Крегер в одном из писем признается: «Самая глубокая, тайная моя любовь отдана белокурым и голубоглазым».

Однако иногда и великие писатели изображают невероятные комбинации, противоречащие тенденциям природного бытия человека.

В «Песни торжествующей любви» И. С. Тургенев описывает трагедию двух друзей — Фабия и Муция. Они полюбили очаровательную девушку Валерию. Друзья совсем не походили друг на друга. Фабий был строен, белокур, привлекателен, Муций — нетороплив, мрачен, смугл. Но их любовь к Валерии была одинаково сильна. Именно последнее делает эту красивую легенду неправдоподобной. Жизнь, как нам кажется, исключает реальную возможность равной по силе любви к одной и той же женщине столь противоположных по темпераменту и внешности мужчин.

Любовь неутомимо соединяет изящную фигуру с коренастой, широкоголовых с узкоголовыми, голубоглазых с темноглазыми, «тугодумов» со схватывающими все на лету, молчунов с говорунами, флегматиков с холериками и т. д. Об этой деятельности природы, использующей в своих целях красоту чувств, говорит множество примеров.

Каждый нормальный человек сознательно или подсознательно ищет наиболее подходящий объект для проявления своих чувств. Выбор может быть удачным, если в нем участвовали и разум и душа. Однако самое гармоничное сочетание темпераментов и характеров не достигает все же полного слияния двух типов, возможного только в царстве фантазии, в идеальных условиях. Посочувствуем же гоголевской Агафье Тихоновне, так обеспокоенной выбором жениха. «Право, такое затруднение— выбор! Если бы еще один, два человека, а то четыре -как хочешь, так и выбирай. Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Да если сказать правду, Иван Павлович тоже хотя и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарыч опять мужчина с достоинствами. Уж как трудно решиться, что просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас бы решилась».

Как же происходит обычно выбор объекта любви? Попытаемся заглянуть в сознание и даже в «подсознание» современной девушки. Она стоит перед труднейшей задачей, перед загадкой Сфинкса. Ей необходимо дать ответ на чувства юноши. Голос природы и душевного влечения, трезвая расчетливость и запросы духовной культуры, требования моды и вновь всепобеждающий голос природы сливаются в ее сознании в общий хор:

— Посмотри, как он строен! У него мужественная фигура, красивые глаза!

— Необъяснимая сила влечет тебя к нему. Его душа

прекрасна!

— Но у него очень скромная зарплата. Да и автомобиля нет. И столичной прописки не имеется.

— Он очень начитан, умен!

— Он не умеет одеваться! Его костюм просто смешон!

— Остановись, ты рассуждаешь, как мещанка! Взгляни, какой он мужественный!., и т. д. и т. д.

Девушка колеблется. Окончательное решение зависит от ее мировоззрения, культуры, темперамента и т. д.

Изложенную схематически, намеченную лишь в общих чертах, эту концепцию о критериях индивидуального выбора объекта любовных чувств не следует компрометировать буквальным приложением к каждому конкретному случаю, не следует принимать как руководство к действию. Ни одному мужчине и ни одной женщине мы не рекомендуем выбирать спутника жизни, основываясь, например, на эталоне подходящего для них по своим размерам и форме носа. Может ли счастье человека зависеть от индивидуальных особенностей этого непретенциозного возвышения на лице, которое нам суждено полюбить? Разве этот орган обоняния может послужить причиной несчастья влюбленных?

То же можно сказать и о глазах, волосах, овале лица и т. д. В данной связи мы считаем необходимым сделать следующие уточнения.

1. Отмечая роль различных индивидуальных компонентов полового воздействия человека, следует сказать, что идеальное взаимное дополнение качеств практически неосуществимо. Более того, такое полное взаимодополнение было бы большим несчастьем. Ибо, как говорит житейская мудрость, достижение идеала означало бы гибель любви. Для возникновения любовных чувств требуется сочетание (хотя и не в абсолютной форме) большинства характерных свойств и атрибутов влюбленных, особенно наиболее важных и существенных для индивида.

Когда человеку симпатично лицо его избранника, его манера вести себя, когда он чувствует его душевную близость, он склонен не обращать внимания на то, что его волосы не кудрявые, как бы ему хотелось, а прямые, что форма носа слегка отклоняется от эстетической нормы и т. д. Любовь приходит независимо от отдельных «минусов» комбинаций черт. Мужчина прощает недостатки женщине, которую он полюбил. При выборе он не проявляет мелочности и максимализма. Со своей стороны женщина поступает так же. Но для этого она должна быть влюблена в мужчину.

2. Мы утверждаем, что в процессе осуществления выбора происходит суммирование качеств предполагаемого избранника. Отыскивается общая результирующая различных «плюсов» и «минусов». Отдельный компонент сам по себе не может иметь решающего, абсолютного значения. Его следует рассматривать во взаимодействии с остальными компонентами системы как целого.

Мужчина и женщина выбирают объект любви, не сравнивая все имеющиеся компоненты его физической структуры, темперамента и характера, а оценивая его в целом, исходя из общего впечатления. При этом отдельные достоинства могут иметь и относительно самостоятельное значение. Однако в конечном итоге они также интегрируются в конкретной целостности личности.

Обычно мужчина и женщина не воспринимают в отдельности все обнаруженные достоинства понравившегося лица. Целостное впечатление зависит от комплексного воздействия объекта. При этом нередко мы даже не осознаем, почему нам нравится одно лицо и не нравится другое. Выбор, в сущности, представляет собой ясновидение, хотя и далекое от религиозной мистики. Это форма проявления любовной интуиции.

Примем этот уже реабилитированный наукой термин, так как его смысл отвечает известным особенностям исследуемого феномена. Понятие интуиции означает непосредственное познание действительности, спонтанное решение определенной задачи, минуя необходимые фазы логического мышления. Это понятие относится к явлению мгновенного «озарения» человеческой психики, духа творчества, наблюдаемого часто в процессе изобретений и открытий. Философы-марксисты подчеркивают, что в таком проблеске непосредственного, на первый взгляд совсем «алогичного» познания действительности нет места какой бы то ни было мистике. Интуиция проявляется в результате накопления колоссального жизненного опыта, целесообразных, апробированных механизмов в сфере человеческого подсознания. Она, по существу, способствует всей стройной логической деятельности мышления, спонтанному удовлетворению как биологических, так и психических жизненных потребностей.

Любовная интуиция человека проявляется реально в том, что он может выбрать объект любви спонтанно, путем глубокого «озарения», какого-то таинственного, в сущности подсознательного, акта созерцания, не давая логического ответа на вопросы «почему» и «как». Во всем этом проявляется своеобразное «ясновидение» души.

3. Значение отдельных компонентов (факторов) при конкретном выборе различно. Можно с уверенностью сказать, что оно зависит от самой их природы. С другой стороны, существуют индивидуальные различия в соотношении конкретной роли отдельных факторов. Этот вопрос очень специфичен.

Средний человек практически имеет больше возможностей для выбора, тогда как для человека с характерными, ярко выраженными отклонениями от абстрактной нормы вида возможности выбора сравнительно ограничены. Его сознательные или неосознанные поиски постоянно направлены на специфическую группу компонентов.

Факт различного значения критериев выбора очень важен. Критерии комбинируются в определенную структуру и систему ценностей. Эта невидимая иерархизация мотивов полового влечения имеет некоторые индивидуальные особенности. Такие особенности индивидуальной иерархизации критериев выбора не являются чем-то произвольным. Они выражают своеобразие качеств субъекта, его стремление к компенсации своих «недочетов».




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!