любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ Освобождение сердца

Освобождение сердца


К концу прошлого века начинается формирование художественной литературы, отражающей потребности нового времени, тесно связанной с борьбой революционного рабочего класса. Литература XX века ставит острые социальные проблемы, она несет заряд революционности и провозглашает глубокий гуманизм чувств. Ее представителями являются М. Горький, А. Блок, В. Маяковский, Т. Драйзер, Н. Островский, А. Барбюс, П. Вайян-Кутюрье, Р. Роллан, Б. Брехт, Л. Арагон, Э. Триоле, Ж. Амаду и др.

Эта активная, действенная, воинствующая литература протеста и революционной романтики, основанная на социалистической идеологии, дает новую художественную интерпретацию развития взаимоотношений людей в объективно существующих исторических условиях. Она непосредственно отображает и тенденции развития интимных чувств человека в период подготовки и осуществления социалистической революции.

Любящие друг друга герои этой литературы находят счастье в борьбе за социальную справедливость и человеческое достоинство, за красоту и свободу. Любовь между мужчиной и женщиной, отраженная в шедеврах литературы социального протеста и революционной борьбы, возвышенна, иногда трагична. Ее характерными особенностями являются: идея освобождения человека от угнетения, в том числе полная эмансипация женщины, гуманность отношений, соотнесенность интимных чувств с новой системой ценностей.

Певец революции М. Горький подчиняет любовь великим социальным задачам своего времени. Он смотрит на отношения мужчины и женщины как на естественную потребность человека, связанную с его стремлением к самосознанию, духовной реализации, правде и свободе. В романе Горького «Мать» звучит поэтическая тема любви Павла Власова и Сашеньки. Суровые условия подпольной борьбы постоянно разлучают их. Когда Павел на свободе, Сашенька в тюрьме, когда она выходит на свободу, он попадает в руки полиции. Когда Павел ждет в тюрьме приговора, Сашенька говорит его матери Ниловне: «Ведь я тоже жду приговора. Вероятно, они меня тоже в Сибирь,— я заявлю тогда, что желаю быть поселенной в той местности, где будет он». Эта любовь трагическая, выстраданная, озаренная сиянием идеала, красотой подвига.

Горький создает апофеоз любви, рожденной в бурях жизни. Ее внутренняя сила преодолевает инерцию бездушия, косность социальных условий, которые мешают полному развитию личности. Он воспевает страстную любовь, полную глубокого очарования, возвышенной гуманности, нравственной силы. Он тесно связывает чувства людей с мощным голосом совести.

В огне революции очищается как сознание человека, так и сфера его интимных чувств. Об этом писал В. В. Маяковский. Автор «Левого марша», «150 000 000» провозглашает чистоту чувств при социализме, товарищеские отношения между мужчиной и женщиной.

...Мы живем коммуной плотно,

В общежитиях грязнеет кожа тел.

Надо голос поднимать за чистоплотность

Отношений наших и любовных дел.

Важное место в борьбе новой, гуманистической литературы за нравственное совершенство человека, выступающего против тлетворного влияния капиталистической системы, занимает творчество Ромена Роллана. Этот великий писатель связывает любовь с высшими ценностями духовной культуры нашего времени. Главный герой его романа «Жан-Кристоф» — борец против консерватизма и косности в музыке, это образ истинного человека. Его отличает суровая страстность, благородство и целомудренная чистота чувств.

В замечательном романе «Очарованная душа», который явился плодом художественной и политической зрелости автора, Роллан связывает любовь с организованной борьбой рабочего класса против всей системы угнетения и капиталистической эксплуатации. Он создает образы мужчин и женщин, полных чувства собственного достоинства, гражданского самосознания, активного гуманизма. Страстная любовь — часть этой романтической духовной атмосферы.

Проповедник суровой правды Б. Брехт защищает свободную и бескорыстную любовь мужчины и женщины, любовь, которая вступает в противоречие с нормами и ценностями существующей капиталистической системы.

Описывая в «Добром человеке из Сычуани» столкновение доброго сердца с бесчеловечной действительностью, Брехт как бы ставит дилемму: «Должен ли человек стать другим? Или иным должен стать окружающий мир?» А может быть, должны измениться и социальная действительность, и человек, ибо чистое чувство любви рождается в новых, свободных социальных условиях. Таков лейтмотив темы любви, разрабатываемой революционной художественной литературой.

Эта тема находит свое отражение и в творчестве писателей и поэтов болгарского Возрождения.

Возрождение, которое Болгария пережила со значительным опозданием, с конца XVIII до 70-х годов XIX века, в силу своеобразия исторической ситуации развивается как национально-освободительное движение. Болгарское Возрождение, испытавшее влияние эпохи рационализма, не акцентирует эпикурейских призывов к раскрепощению плоти от религиозных запретов, как это имело место в Западной Европе.

Перед деятелями болгарского Возрождения стоит иная историческая задача — освобождение Родины.

Христо Ботев, поэт революционной романтики, первым из их плеяды отражает в художественных образах огромную нравственную энергию и глубокий драматизм любви, связывая вулканические порывы сердца с социальными потрясениями эпохи, с разгорающейся национальной революцией.

Ивану Вазову чужды демонические страсти Христо Ботева. Он живет в атмосфере классического эпического равновесия чувств, в мире олимпийской гармонии Гёте и драматических коллизий Гюго, перенесенных на родную почву. Он исповедует строгость и сдержанность в проявлении чувств, характерную для болгарина на протяжении веков.

И все же И. Вазов не обходит стороной интимные чувства, изображая в романе «Под игом» любовь в условиях великой национально-освободительной и революционной борьбы новой исторической эпохи. Рада и Бойчо Огнянов любят друг друга «горячей, чистой и беспредельной любовью», видят воплощение своих идеалов и надежд в этом «ясивотворном чувстве».




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!