любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Безумие и разум ⇒ Половой инстинкт и сознание

Половой инстинкт и сознание


Система взаимодействий между инстинктом воспроизводства человека (половым инстинктом) и различными сторонами сознания недостаточно исследована. Это область гипотез, догадок, первоначальных научных наметок.

Половую жизнь многие теоретики признавали великим обманом природы, считая, что любовь мужчины и женщины служит не индивиду, не отдельной личности, а роду, который должен от поколения к поколению, исключая наследственные недостатки, двигаться по пути естественного отбора. Эта внутренняя тенденция развития осознается в преобразованном виде. Действия природы скрыты ошеломляюще бурным потоком чувств. Доверчиво принимая дары любви, человек фактически становится жертвой природы.

Вкусы влюбленного являются объективной реализацией инстинкта продолжения человеческого рода, требований и норм природы. Целью является сохранение и совершенствование биологического вида.

На этой стороне вопроса акцентирует внимание Шопенгауэр. Он мистифицирует любовь, превращая ее в первичную, субстанциальную, космическую волевую силу. Однако его мысль содержит рациональное зерно.

Говоря о взглядах, абсолютизирующих бессознательные, инстинктивные компоненты любви, нельзя пройти мимо теории Зигмунда Фрейда, известной под названием психоанализа. Эта теория придает исключительно большое значение половым отношениям в жизни человека.

В основе взглядов Фрейда лежит гипотеза о существовании особого бессознательного содержания психической жизни человека. Основные постулаты этой теории заключаются в следующем. «Осознанное» сознание охватывает в каждый момент времени только ничтожную часть «душевной жизни» человека. Оно составляет маленький островок мыслей, чувств, мечтаний в безбрежном бушующем море темных иррациональных комплексов — «бессознательных психических состояний». Эта terra incognita, как это ни парадоксально, и есть, по Фрейду, то сознание, которое мы не осознаем. Фрейд считает, что мы «должны быть готовы допустить наличие у нас не только второго сознания, но и третьего, четвертого, может быть, бесконечного ряда состояний сознания, которые нам неизвестны».

Согласно Фрейду, психику человека составляют три взаимосвязанные системы: бессознательное, предсознательное, сознательное. Первая система охватывает «латентные» «временно неосознанные», или «подавленные», влечения, чувства, инстинкты. Вторая — носит промежуточный характер, выступает как своего рода «цензура» при переходе к третьей системе — «сознательному». Следовательно, динамику сознания раскрывают две основные фазы. В первой — психический акт еще не осознан и принадлежит к системе бессознательного. Если его отвергает цензура, он не переходит во вторую фазу, не осознается и оказывается «вытесненным», остается бессознательным. Выдержав же проверку цензуры, он становится сознательным.

Даже после того, как психический акт прошел экзамен строгой цензуры, он не становится непременно «осознанным, но получает способность быть осознанным... то есть он может стать объектом сознания при благоприятном стечении известных обстоятельств. Имея в виду эту способность сознания, мы называем такую систему сознания „предсознательным"». Цензура носит характер созданного в процессе воспитания нравственного контроля. Она не допускает в сферу сознания человека представления и образы, которые разрушают его моральные принципы.

Однако цензура не может полностью остановить и уничтожить напор глубинных инстинктов. Эти инстинкты благодаря цензуре теряют нежелательный, компрометирующий сознание характер и проявляются с помощью новых представлений, замаскированных и допускаемых цензурой. Недозволенное появляется на поверхности в преображенном виде.

Особое внимание уделяет психоанализ так называемому либидо, то есть половому влечению. Фрейд говорит, что этот инстинкт проявляется уже у грудного ребенка. Инфантильное сексуальное влечение ищет объект и обращается к самым близким людям. Мальчик обычно выбирает мать, а девочка — отца. Следовательно, первым «любовным объектом» в процессе развития мальчика оказывается мать. Но сексуальность может концентрироваться и в другом направлении. Мальчик может выбрать в качестве объекта любви свою сестру, а маленькая девочка — старшего брата.

Это спонтанное, бессознательное, инфантильное фиксирование так называемого либидо. По мере роста детей и в процессе их воспитания в их сознании начинает действовать моральная цензура. Она подавляет те представления, которые выражают раннюю и теперь уже постыдную фиксацию полового влечения.

Либидо обращается к новой цели, к новому, допустимому цензурой представлению, которое появляется в поле сознания. Это, согласно Фрейду и его последователям,— представление-заместитель. Сексуальные желания могут направляться по разным каналам. Они могут стать аккумуляторами художественного и вообще духовного творчества; происходит сублимация либидо.

Половое влечение человека в этом случае направляется уже не принципом непосредственного удовольствия, но принципом реальности, который в своей основе также нацелен на достижение наслаждения, но с учетом требований реальности.

Однако либидо, как говорит Фрейд, может найти новую санкционированную обществом и моралью цель: формируется любовное чувство мужчины и женщины, в основе которого лежит бессознательная, иррациональная потенция либидо.

Ряд положений психоанализа Фрейда следует решительно отвергнуть. В данной же работе взгляды Фрейда интересуют нас в связи с проблемой взаимоотношения между половым влечением и сознанием. Не претендуя на научную оценку всех аспектов психоанализа, мы выскажем отдельные соображения по поводу вопроса мотивации половых отношений человека.

Психоанализ Фрейда односторонен и во многом даже фантастичен. Отдельные моменты этой противоречивой теории можно систематизировать следующим образом:

1. Идея о существовании бессознательного содержания психики, которое образуют вытесненные и подавленные мысли, переживания, влечения, несовместимые с голосом совести, с недремлющей «цензурой» моральных норм, духовной культуры.

2. Идея о конфликте между бессознательными, подавленными, главным образом половыми, влечениями, с одной стороны, и нравственным сознанием человека, с другой стороны, о внешней реализации этих влечений в приемлемой культурной (эстетической и моральной) форме.

3. Идея о могуществе половых влечений, о их переносе с одного объекта на другой в непосредственной зависимости от условий, о постоянном поиске «заместителей» для запрещенных «цензурой» или недостижимых в жизни естественных объектов.

4. Идея о глубоких, скрытых, исходящих из либидо побуждениях духовного развития личности, об особой реализации полового влечения на социальном уровне в творческой деятельности человека.

Психоанализ Фрейда как система дает повод для серьезной критики. Фрейд абсолютизирует механизмы «вытеснения» и «подавления» влечений. Он считает, что только так или главным образом так формируется подсознание, сфера бессознательного. Но немалая часть влечений и переживаний вполне закономерно скрыта в глубинах психики не потому, что находится в противоречии с моральной «цензурой» сознания, а просто потому, что объем памяти ограничен из-за концентрации внимания в другом направлении действительности и т. п. В сфере бессознательного имеются как «вытесненные», «подавленные», так и забытые, отсеявшиеся переживания, чувства и влечения. Конфликт с моральной «цензурой» относится не ко всем из указанных компонентов.

Принципиально неприемлемым является превращение психоанализа в социологию, в обществоведение. Попытки Фрейда представить эдипов комплекс в качестве универсального инструмента для проникновения в тайны истории искусств, мифологии, цивилизации и т. п. следует признать произвольной экстраполяцией. Разумеется, и в этом вопросе в психоанализе есть отдельные рациональные моменты. Половое влечение до некоторой степени «сублимируется» в творческой деятельности человека. Однако это только один из аспектов вопроса. Творческая деятельность всегда имеет социальный характер. Поэтому она неизбежно аккумулирует бессознательное и превращает его в сознательное отношение к действительности.

Фрейд допустил еще одно ошибочное теоретическое положение, подчеркнув значение бессознательного либидо, подавленных комплексов и принизив роль сознания в жизни и поведении человека. Фрейдизм создал своеобразную пансексуальную философию истории, деформированную в пользу иррациональности.

Фрейд говорил о вечной драме человеческой психики, о непримиримой борьбе сознательного и бессознательного. Человек жаждет света, но обречен пребывать во тьме, потому что в конечном счете победу одерживает иррациональное, бессознательное.

Эта концепция противоречит истории человеческого общества, прогрессу культуры, победам науки, торжеству разума.

Что же касается так называемого влечения к смерти, которое Фрейд теоретически ставит наравне с влечением к жизни, то это ошибочное понятие наряду с другими, являющимися плодом односторонности мышления, полностью дискредитировало себя в науке.

Карл Юнг, Отто Ранк, Эрих Фромм, Герберт Маркузе и др. развивают отдельные стороны психоанализа. Основным в новейших разработках этой противоречивой теории является произвольная гиперболизация роли бессознательных факторов в социальной жизни, и в частности в сексуальных отношениях мужчины и женщины.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!