любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Ощущения и любовь ⇒ Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений


Органы чувств человека не функционируют независимо друг от друга. Они взаимосвязаны, взаимодействуют, дополняют друг друга в процессе непосредственного восприятия и отражения действительности. Таким образом, воздействие различных по своим свойствам раздражителей создает одно общее психическое переживание. Автономия органов чувств относительна. Человек воспринимает внешние раздражители комплексно, одновременно, взаимосвязано глазами, ушами, носом и кожей. Это сложный процесс мобилизации органов чувств и специфическая форма освоения действительности.

Разнообразные ощущения, связанные с любовью, объединяет то, что они всегда являются ощущениями удовольствия, блаженства. Этот вопрос имеет биологический, психологический, эстетический и моральный аспекты.

Здесь необходимо сделать следующую оговорку. Семантически термины «удовольствие» и «наслаждение» имеют почти одинаковое значение. Но их можно до некоторой степени разграничить по смыслу. Термином удовольствие» мы обозначаем прежде всего некоторое чувство, а термином «наслаждение» — определенное ощущение. Первый выражает, скорее, целостную реакцию человеческого организма, духовно обобщенную, а второй — реакцию данных органов чувств. Удовольствие существует благодаря ощущению, но оно больше относится к чувствам, к высшей психической сфере. Наслаждение же связано с чувством, но по своему характеру относится, скорее, к ощущениям.

Эпикурейцы делили удовольствия на высшие и низшие, придавая большое значение как ощущениям, так и чувствам.

Спиноза указывает, что любовь — это «лишь наслаждение» или «удовольствие». Последнее относится к тем хорошим страстям», без которых «мы не можем существовать».

Максиму эпикурейской этики принимал и Бомарше. В «Женитьбе Фигаро» один из его героев говорит: «Любовь... это всего лишь роман сердца. Содержанием его является наслаждение».

Наслаждение лишь до известной степени признано чувством, но больше — ощущением приятности, жизненного блаженства. Оно различается по силе (интенсивности) и по «уровню». Измеряя интенсивность наслаждения, мы объективно выделяем три его стадии — слабую, среднюю и сильную. Первая окрашивает так называемое настроение человека. Вторая всегда стабилизирует тонус психики и создает особенно «благоприятные условия для подлинно волевой жизни».

Сильное наслаждение полностью захватывает сознание и гасит другие ощущения, а также сопровождающие их чувства. Оно возникает как результат преодоления страданий, достижения высоких целей, реализации основных жизненных инстинктов. Стремление к сильному, опьяняющему наслаждению приобретает свойства страстного влечения. Оно неизбежно активизирует деятельность человека. По мнению Гегеля, страсть «выражает лишь то, что субъект весь жизненный интерес своего духа, таланта, характера, наслаждения вложил в единое содержание».

Но сильное наслаждение может вызвать и состояние аффекта, потрясающее человеческое сознание, подобно освежающей буре. Кант считал, что страсти «продолжительны и обдуманны». Аффекты, напротив, всегда имеют малую длительность, они «бурны и непреднамеренны». Они ослепляют сознание человека, но быстро проходят.

Интимное наслаждение, вызванное специфическими любовными ощущениями, естественно имеет свои стадии интенсивности. Но его стихия в потоке разнообразных жизненных обстоятельств обычно принадлежит к области сильных ощущений, влечений, страстей и аффектов.

Наслаждение обладает также разными уровнями, обусловленными конкретными особенностями любовного чувства, градациями ощущений и переживаний телесного и духовного начал индивида. Наслаждение в любви представляет собой комплекс одновременно физических и духовных компонентов, находящихся в разном соотношении. Если наслаждение является чисто физическим, любовь исчезает бесследно. Интимный контакт не может реализоваться. Остается чисто физиологическая связь. С другой стороны, если наслаждение имеет только высший, духовный характер, любовь, лишенная глубоких жизненных корней, не обретает всей полноты и завершенности.

Любовные переживания активизируют высшие формы общения, духовного созерцания. Это обусловлено постоянным взаимодействием нисходящих и восходящих тенденций их диалектики. Ощущения порождают гармонию тончайших душевных движений человека, которые в свою очередь неизбежно облагораживают сами ощущения. Таким образом, осуществляется некая культурная сублимация биологической природы человека.

Любовные ощущения, то есть любовные восприятия, могут быть систематизированы на основании критерия силы (соответственно глубины). Объективно они имеют следующую градацию: флирт (ухаживание), сексуальная игра, половой акт. Эти три комплекса разных по силе и степени контактности индивидуальных ощущений представляют собой этапы развития половых отношений.

Флирт, или ухаживание, это обычно первый шаг в любви, или, как говорят, зондирование, изучение реакций избранного объекта. Флирт представляет собой воздействие взглядов, внешних атрибутов, речи, часто ароматов и легких прикосновений. Он создает определенное раздражение органов чувств.

Наиболее характерны для него не осязательные, а зрительные и слуховые ощущения. Флирт — это начало любовных заигрываний, первое естественное проявление зарождающейся симпатии.

По данным Фореля, реально существуют мужской и женский флирт. Не приходится сомневаться, что в этом вопросе всегда находит проявление пол, темперамент и культурный уровень человека. Мужчина флиртует, как бы непреднамеренно подчеркивая свои мужские достоинства — бесстрашие, силу, глубину интеллекта, красноречие, богатую эрудицию и т. д.

Главным средством женского флирта является кокетство. Толкование значений этого слова очень широко. Но одно бесспорно — оно подразумевает действия, с помощью которых женщина старается выглядеть привлекательнее, чтобы понравиться определенному мужчине или вообще мужчинам.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!