любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Безумие и разум ⇒ Активность и устойчивость

Активность и устойчивость


Интимные отношения не исчерпываются половым влечением, необходимым процессом взаимного созерцания и узнавания мужчины и женщины, появлением волнующих чувств и определенной психической настроенности. Они требуют и целенаправленной действенности субъекта, осуществления мечты об эмоциональной форме общения, о полнокровной и целостной интимной дружбе. Этот аспект связан с волевыми процессами человеческой психики. Он воплощается в системе механизмов, структура которых имеет физиологическую и социальную основу.

Воля — это сознательное и целенаправленное саморегулирование практической деятельности человека. Она существует и функционирует как преодоление внутренних (психофизиологических) и внешних (коренящихся в социальных и природных условиях жизни) препятствий. Именно поэтому во всех случаях воля требует в большей пли меньшей степени активных усилий духа, известного напряжения.

Внутренние условия необходимы для осуществления человеком определенных действий или для воздержания от действий, инертности. Физиологической основой первого варианта является возбуждение соответствующих центров двигательной функции коры головного мозга, во втором варианте — задерживание нервного раздражения, обуздание» тех или иных рефлекторных механизмов.

Воля представляет собой специфическую форму сознательного саморегулирования деятельности человека. Она существенно отличается от системы произвольных и спонтанных реакций живого организма, которые выполняют ту или иную целесообразную функцию. Уже древние стоики говорили, что воля — это «разумное стремление» человека. Они видели сущность различий между желанием и влечением. Первое представляет собой проявление воли, разумного стремления человека, второе — инстинкт, форму бессознательной импульсивности организма. У животных существуют только влечения (к пище, к половому удовлетворению и т. п.). У них нет самосознания и воли. Животные подчиняются могуществу инстинктов. Только у человека есть воля, способность принимать решения в рамках необходимости. Воля как атрибут человека не является слепой, непреодолимой силой бытия. Она находит выражение в конкретно-исторической свободе решений, в сознательном требовании, в разумном действии.

Воля осуществляется как целостный и сложный процесс саморегулирования человеческого поведения. Если рассматривать ее схематически, то основными ее моментами следует считать: а) потребность, или нарушение специфической «константы» человека как системы; б) осознание возможности удовлетворить эту потребность, пли постановка определенной цели, той или иной задачи; в) мотивы, которые часто, если они противоположны, создают колебания в состоянии психики; г) принятие конкретного решения для достижения определенной цели; д) практическое действие субъекта, или «обуздание» некоторой инертности поведения.

Воля есть форма реализации человека в качестве сознательного существа. Она дает большую или меньшую возможность отдельной личности проявлять свободу творческого мышления и практического действия, умножать моменты объективной адекватности своего поведения, своей разумной власти над природной и социальной действительностью, над историей.

Воля придает определенную внутреннюю действенность и активность любви. Без глубокого движения ее «рычагов» интимное сближение практически невозможно. Она ставит цель, выбирает объект чувств, принимает решение действовать, преодолевать препятствия, мотивирует определенное желание, вызывает мобилизацию сил, направляет субъект на активную реализацию любви.

Согласно древнегреческой легенде, у богини Афродиты было два сына — Эрот (Любовь) и Гимерос (Желание). Обычно они всегда идут по жизни вместе. Эрот воспламеняет чувства и мечты, а Гимерос вызывает желание общаться.

Любовные контакты имеют определенную внутреннюю мотивацию. Они представляют собой объективное выражение мыслей и чувств субъекта по отношению к объекту его устремлений. В этих контактах воплощается богатство духовных компонентов любви. Разные по внутреннему колориту чувства целенаправленно объективируются в той или иной внешней форме. Симпатия требует определенных действий, которые выражают ее сущность как эмоции. Восхищение влюбленного также должно найти соответствующее практическое выражение.

Активные проявления нежных чувств открывают путь для интимных отношений. Без этих действий настоящая любовь невозможна. Эмоции, несмотря на всю свою глубину, внутренне замкнуты.

Только активность человека может превратить прекрасную любовную мечту в полнокровную интимную форму общения. В последний день своей жизни Виктор Гюго писал: «Любить значит действовать». Эта максима раскрывает одну из существенных характеристик человека.

Активность, присущая любви, интегрирует два процесса, которые нелегко отличить друг от друга, потому что они проявляются как единое целое. Первый из них имеет бессознательную, инстинктивную сущность, и влияние его очень сильно. Это — половое влечение. Второй процесс (или поток) этой целостной активности имеет разумный, сознательный характер. Это — любовное желание. Оба потока вместе создают интимное общение мужчины и женщины.

Спиноза подчеркивал, что между желанием и влечением нет разницы, так как и то и другое выражает стремление к действию. А эта активность представляет собой «саму сущность человека». Тем не менее, Спиноза указывал, что фактически «желание — это влечение, соединенное с его сознанием». В одном случае имеет место спонтанная реакция человека, в другом — более сложные, взаимосвязанные волевые действия, направляемые желанием.

Половое влечение придает большую внутреннюю силу любовному желанию. Оно играет роль его подсознательной мотивации. Со своей стороны любовное желание, как с точки зрения постановки цели, так и ее достижения, направляет импульсы полового влечения. Оно придает сознательную устойчивость поведению человека, создает гармоническое единство полового влечения с высшими сферами целостной эстетической, нравственной и социальной природы человека. В любовном желании «в снятом виде» содержится половое влечение.

Проявление любовного желания в конкретных условиях может служить объективной мерой глубины чувства. Иначе говоря, активность играет самую важную, решающую роль и в этой области отношений. «Какую ценность придает человек определенному объекту, — пишет Т. Шибутани, — можно судить не по тому, что он говорит о его ценности, но по усилиям, которые он затрачивает, чтобы добиться его и чтобы сохранить его в целости».

Активность субъекта связана с преодолением препятствий, которые различаются по степени и форме сопротивления. Именно это сопротивление показывает, или, точнее, измеряет, волевой напор, а в конечном итоге реальную ценность и адекватность мотивации, предметного содержания чувств, силы и устойчивости убеждений, индивидуальной ценностной системы. Проявления любовного желания представляют собой не только следствие уже существующей установки, убежденности человека в большой ценности избранного объекта. Они одновременно оказывают влияние и на мотивацию, на эмоциональное, эстетическое и нравственное содержание любви. Таким образом, в данной жизненной ситуации реализовавшаяся активность человека создает своего рода действующую обратную связь.

Этот аспект половых отношений давно был замечен и отражен народной мудростью, поэзией и прозой. Препятствия и трудности обычно усиливают любовь, разумеется если не превышают максимальных возможностей человеческой воли.

Специфическая действенность любви проявляется в разных фазах по-разному. Начинается она обычно с желания встречаться, разговаривать, общаться. Потом активность переходит неизбежно на более интимную эмоциональную основу. Она требует удовлетворения других естественных потребностей влюбленного — объятий, поцелуев, полового акта и т. п. Это этапы целостной действенной реализации любви.

Естественное развитие половой интимной дружбы связано (даже при нормальных обстоятельствах) с преодолением внутренних, чисто психологических препятствий — стыдливости, иногда и страха, идеализации другого человека, боязни быть оскорбленным в своих чувствах и т. п. Кроме того, почти всегда существуют меньшие или большие объективные трудности сближения— отжившие требования общественного приличия, пространственной и социальной удаленности, физические препятствия к встречам и т. п.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!