любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Одухотвотение плоти ⇒ Союз тела и духа

Союз тела и духа


Но разоблачая новозаветную, пуритански-мещанскую идеализацию целомудрия и подчеркивая научную несостоятельность идеалистического понимания так называемой «платонической» любви, отметим, что любовь не требует немедленного осуществления полового контакта. Возможности для интимной дружбы очень разнообразны. Часто педагоги не без основания задают вопрос: можно ли считать нормальным, чтобы несовершеннолетние юноши и девушки, большая часть которых учится в средней школе, испытывали любовь во всей полноте ее чувственных проявлений. Эта актуальная тема, очевидно, заслуживает серьезного внимания.

Безусловно, вопросы пола и любви не могут не волновать девушек и юношей в средних школах, создают определенные заботы и педагогические трудности для учителей. Эти вопросы столь же древни, как и сама система образования. В своей «Исповеди» Руссо говорит, что, будучи 15—16-летним учеником, он страстно влюбился в мадемуазель де Вюльсон и очень страдал, когда она его оставила. Пушкин в 14-летнем возрасте в лицейские годы написал свое первое признание: «Сердце страстное пленилось; Признаюсь — и я влюблен!..»

Кто может наложить запрет на это внезапно возникающее чудесное чувство? В один прекрасный день юноша слышит, как в его сердце начинает звучать самая сладостная и нежная музыка. Это пробуждение молодости, торжествующий зов бытия, расцветающей природы человека. Это первая, чистая, юношеская любовь.

Так было всегда. Но сейчас, в условиях социализма, в условиях социальной свободы от классового гнета и от старых предрассудков, любовь несовершеннолетних юношей и девушек становится более дерзкой, непокорной. Молодые люди, сидящие за партой, еще недостаточно зрелы, они мало подготовлены к волнующим порывам любви, которые часто ошеломляют разум. И следовательно, у учителей есть все основания для тревоги. Будучи педагогами, они несут ответственность перед обществом за духовную культуру и нравственную чистоту молодых граждан социалистического общества.

Разумеется, никто не имеет права порочить впервые зарождающуюся любовь, преследовать ее и ранить. Грубые руки могут нанести непоправимый вред. Молодой человек, перенесший оскорбление, иногда до конца жизни остается эмоционально подавленным. Юношеская любовь нуждается в защите, сочувствии, понимании, в мягком, благоприятном климате. И когда ее прелестный румянец начинает окрашивать лица, это должно стать сигналом для окружающих, должно прозвучать как предупреждение, продиктованное истинной заботой о несовершеннолетнем человеке: внимание, рождается любовь!

Школа должна давать подрастающему поколению и половое воспитание. Это очень трудная задача. Прежде всего необходимо создавать общую моральную атмосферу, основанную на серьезности и доверии. Когда между юношей и девушкой зарождается любовь, насмешки, перешептывания и угрозы играют зловещую роль. Чистоту отношений можно запятнать. Говоря о социальных аспектах этой проблемы, Ленин подчеркивал необходимость ее серьезной трактовки. Его критика была направлена как на мещанскую мораль, так и на анархистский подход к проблеме любви.

Однако в связи с этим необходимо сделать важную оговорку. Естественно и нормально, что в период постепенного полового и физиологического созревания организма (до 18—20 лет) любовь носит чисто духовный характер, выявляясь в форме эмоциональной дружбы. Ученые отмечают, что раннее начало половой жизни имеет отрицательные последствия: а) истощение молодого организма, мешающее его полному формированию и укреплению как устойчивой биологической системы; б) возможность значительных, пагубных для духовного формирования и равновесия юношей и девушек психических потрясений, поскольку в этом возрасте чувства легко возбудимы, но кратковременны, и это часто приводит к легкомысленному переходу от одного объекта чувств к другому, к их сравнительно свободной замене и вызывает серьезные разочарования.

Юношеская любовь является чисто эмоциональной, духовной и все же не платонической. Поскольку, во-первых, она также возникает на основе пробуждения инстинкта воспроизводства поколений и, во-вторых, она в конечном счете приводит к половой близости.

Чувства, которые волнуют человека, несомненно, являются «функцией мозга». Они возникают на основе известных физиологических процессов, совершающихся в нервной системе. Чувства функционально связаны с деятельностью и состоянием всех органов тела (кровеносной системы, желез внутренней секреции, мускулов и пр.). Именно поэтому они выражают определенную жизненную реакцию человека, прошедшую через кору мозга.

Исследования и наблюдения показывают, что чувство любви имеет специфическую биологическую основу. Оно находится в функциональной зависимости от состояния и деятельности половых желез, от общей активности и жизнеспособности половой системы.

Здесь нам грозит опасность нарушить благоприличие и моральное вето, охраняющее добрые человеческие чувства. Мы позволяем себе говорить о столь деликатных вопросах, которые цивилизованное общество, как бы следуя средневековой традиции, не любит ставить и обсуждать публично. Вопросы, касающиеся половой жизни человека, к сожалению, все еще вызывают чувство стыда и необъяснимого неудобства.

Шестьсот лет назад Боккаччо писал, что «нет столь неприличного рассказа, который, если передать его в подобающих выражениях, не был бы под стать всякому». Автор «Декамерона» предупреждает своих читателей, чтобы каждый читал те рассказы, «какие нравятся», а «те, что ему претят, пусть оставит в стороне».

Сто лет назад Ф. Энгельс считал достоинством «выражение естественной и здоровой чувственности и плотской страсти», которая бьет ключом в произведениях первого и самого талантливого пролетарского поэта Германии Георга Веерта. Клеймя традиции фальши и лицемерия, Энгельс прямо заявляет: «Не могу... не заметить, что и для немецких социалистов должен когда-нибудь наступить момент, когда они открыто отбросят этот последний немецкий филистерский предрассудок, ложную мещанскую стыдливость, которая, впрочем, служит лишь прикрытием для тайного сквернословия. Когда, например, читаешь стихи Фрейлиграта, то действительно можно подумать, что у людей совсем нет половых органов. Однако никто так не любил послушать втихомолку пикантный анекдот, как именно этот ультрацеломудренный в поэзии Фрейлиграт. Пора, наконец, по крайней мере, немецким рабочим привыкнуть говорить о том, чем они сами занимаются днем или ночью, о естественных, необходимых и чрезвычайно приятных вещах, так же непринужденно, как романские народы, как Гомер и Платон, как Гораций и Ювенал, как Ветхий завет.

В древние времена люди с большей откровенностью и простотой, с более естественным чувством смотрели на половые потребности человека. Существовала даже фетишизация гениталий как вечной божественной благодати. В некоторых храмах имелись изображения фаллоса, которому античный человек поклонялся, не краснея до слез и без пошлых чувств. Спустя много веков христианская религия создает устрашающий миф о греховности капитальных органов. Это стало проклятием интимной человеческой сущности, ее жестокой и несправедливой дискриминацией.

Несомненно, человек — сложная и целостно действующая биологическая система. Все ее компоненты (подсистемы) тесно взаимосвязаны и скоординированы в функциональном отношении. Таким образом, ни один из этих компонентов не может быть устранен или подавлен, так как это может привести к дезорганизации, внутреннему расстройству всей системы. Органы человека всегда функционируют в рамках определенного, специфического для его природы единства. Рассмотрение этой единой системы как механического нагромождения частей, которые можно выборочно отбрасывать в силу их предполагаемой незначительности, показывает несостоятельность метафизического мышления.

Даже Кант — философ, которому не знакомо было опьянение великими страстями жизни, — в 40-летнем возрасте пишет, что влечение к другому полу «в конце концов все же представляет собой основу всех других возбуждений», которые существуют между мужчиной и женщиной. Гегель, выступая против догмы аскетизма, психологии «добровольных скопцов», подчеркивал, что взаимоотношение полов объективно представляет «кульминационный пункт живой природы», так как в нем они находят свое родовое единство.

«Из всех естественных потребностей человека, — пишет Август Бебель в своей книге «Женщина и социализм»,— половая потребность после потребности есть и пить самая сильная. Потребность продолжить род есть высшее выражение «воли к жизни». Эта потребность глубоко заложена в каждом нормально развитом человеке, в зрелом возрасте удовлетворение ее является существенным условием его физического и духовного здоровья. Лютер прав, когда говорит: «Кто хочет сопротивляться естественной потребности и не делать того, чего желает и должен делать, тот подобен тому, кто хотел бы, чтобы природа не была природой, чтобы огонь не жег, вода не мочила, человек не ел, не пил, не спал.

Духовная деятельность человека зависит от физиологических свойств его органов. Полное здоровье обеих сторон теснейшим образом связано друг с другом. Нарушение деятельности в одной части влечет за собою нарушение деятельности в другой».

Реализация полового влечения, осуществление глубокой внутренней потенции непосредственно способствует оптимизации деятельности всех других органов. Эта потенция в конечном счете является показателем общего состояния индивида, функционирования всей конкретной биологической системы.

Само половое влечение женщины к мужчине и мужчины к женщине не является простым, элементарным жизненным импульсом внутренней инстинктивной потенции. Оно содержит ряд необходимых последовательных взаимосвязанных компонентов. Половое влечение можно рассматривать как функциональную совокупность безусловных рефлексов. Представленные в их последовательности, они объективно составляют содержание полового влечения, инстинкта продолжения человеческого рода.

Фундаментальное значение полового влечения в любви неоспоримо. Теория платонических чувств, лишенных «греховного» воздействия Эроса, полового инстинкта, полностью дискредитирована. Положение о необходимости половой близости в любви можно аргументировать следующим образом.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!