любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Ощущения и любовь ⇒ Слух.

Слух

По своему значению для духовного развития человека слух относится к высшей сфере ощущений. В эволюции человека он следует за первостепенно биологической и социально-психологической эффективностью зрения, функции глаз.

Слуховые ощущения дают человеку ценную информацию о реальных изменениях вещей и процессов, о динамике объективной физической среды (механическое движение, столкновение, падение и т. п.). Особенно важной является коммуникативная функция этой формы отражения действительности. Звуки, воплощенные в живой речи, представляют собой кодовые сигналы, которые переносят от человека к человеку насыщенную мыслями информацию, содействуя прогрессу общественного сознания, развитию коммуникации идей и чувств людей.

Слуховые ощущения обычно играют очень важную роль в общем комплексе богатого психического содержания любви. Прежде всего они предназначены для реализации прямого восприятия мыслей, желаний и чувств, которые каждый из партнеров выражает с помощью звуков и слов. Эта функция человеческого слуха социально детерминирована и облагорожена. Даже во сне влюбленные могут выразить хотя бы глубоким вздохом наполняющие их чувства и стремления. Тонкая и чувствительная барабанная перепонка воспринимает эти коды сознания, анализатор в коре больших полушарий мозга «расшифровывает» их и связывает последовательно с ассоциациями любви.

Разговор—это живая постоянно действующая сигнальная связь между сознаниями обоих влюбленных. Он дает выражение душевным движениям, мыслям, чувствам и желаниям одного по отношению к другому. Разговор волнует своим содержанием, открывает сердце, преодолевает преграды, осуществляет контакт мыслей и взаимопонимание.

Открытое изъявление чувства, любовное признание, для которого, кажется, еще не создано полностью адекватных слов, доставляет исключительное наслаждение. Часто только одно слово, слово «да», воспламеняет сердце человека. Слух воспринимает тайны речи: обещание или согласие, радость или мучение, признание или ожидание. Он открывает богатство чувств и стремлений, выражая всю интимную прелесть и волшебство взаимной идеализации влюбленных.

Магия голоса, однако, действует не только как прямое, непосредственное выражение любви с помощью конкретного смысла сказанных слов. Речь может возбуждать и волновать, даже когда в ней отсутствуют признания или намеки на интимные чувства и желания человека. Слух воспринимает поток слов и как специфическую мелодию. Иногда мы получаем удовольствие, даже не вникая в точный смысл сказанного.

Бывает, что язык теряет свой обычный характер знаковой системы, даже если тот, кто слушает слова, вполне понимает их семантическое значение. Это происходит обычно при самых нежных разговорах влюбленных в интимной обстановке. Смысл слов постепенно исчезает, он незаметно переходит в мелодию голоса, в его акцент, в гамму волнения и душевного трепета. Как пишет Л. А. Ветров, мы иногда «наслаждаемся музыкой слов пли голосом любимой, не обращая внимания на то, что они обозначают».

В этих случаях обмен информацией посредством слуховых ощущений продолжается, но слух оставляет традиционное использование обычной знаковой системы языка, его сигналов, чтобы постичь глубокий внутренний смысл их звучания, их мелодии. Слух переносит влюбленного от переживания непосредственного созерцания к пробуждению интуиции.

Форма и содержание речи, ее звуки и смысл принимаются и анализируются особенно активно в том случае, когда у реципиента существуют определенные симпатии к говорящему. Они создают глубокое внутреннее взаимодействие. Так смысл речи (реакция на чувства, выражение сердечного трепета, эстетизация психики) придает самим словам особую красоту и сладость звучания. У человека происходит «нарастание» удовольствия от содержания разговора, который воспринимается и анализируется в его звуковой индивидуальной форме. Когда кто-нибудь говорит нам много приятных волнующих слов, естественно, что наши уши само звучание слов начинают воспринимать эмоционально. Тембр, интонация, мелодия и особый ритм голоса усиливают и эмоционально расцвечивают глубокий смысл и подтекст сказанного. Так форма действует на содержание. Нежность и теплота слов сама по себе раскрывает неуловимые для лексики нюансы мыслей, чувств и стремлений человека. Следовательно, голос может стать условным раздражителем любовных чувств. В большинстве случаев сознание воспринимает естественную мелодичность речи представителя другого пола как стимул.

Человек учится культурно использовать выразительную силу языка. Ибн Хазм в «Ожерелье голубки» подчеркивает значение речи в любовных отношениях. «Первое,— пишет Ибн Хазм,— чем пользуются ищущие единения и любви люди, чтобы открыть то, что они чувствуют, своим возлюбленным,— намек словом. Они либо произносят стихотворение, либо говорят поговорку или стих со скрытым смыслом, либо задают загадку, либо домогаются разговора, и люди различают в этом по мере их разумения и сообразно тому, что они видят от своих возлюбленных, неприязнь, ласку, понятливость или тупость».

Разговор, применяемый как оружие любовных чувств, имеет многовековую историческую традицию. Он обогащается и совершенствуется эмоционально и семантически, открывает возможности духовного общения, о которых ранее не подозревали.

Евгений Онегин, воспитанный по правилам светского общества, завоевывает внимание женщин своим умением вести непринужденную беседу.

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Мужчина постоянно проверяет силу этого оружия. Достаточно посмотреть, как он расцветает в компании, где находится привлекающая его женщина. «Тогда,— пишет А. Минчев, — мужчина находится в апогее своих физических и духовных возможностей: он становится увлекательным собеседником, пылким оратором, самонадеянным певцом. В таких случаях он всегда необычайно остроумен».

Мужчины (а часто и женщины), возбужденные приятным настроением в компании, становятся незаметно восторженными ораторами, забавными краснобаями, приятными собеседниками. Они рассказывают пикантные истории, сообщают ошеломляющие факты, подчеркивая свою компетентность, и демонстрируют понимание самых спорных и сложных проблем. Часто цель таких словесных турниров в том, чтобы произвести глубокое впечатление па другой пол. Женщинам почти всегда нравятся искусные ораторы, начитанные собеседники.

Однако порой красноречие незаметно опускается на низкий уровень, теряя обаяние эстетического наслаждения. В ход пускаются циничные намеки, сальные анекдоты, неприличные истории. Такая вульгарная атмосфера неизбежно разрушает красоту чувств.

Дело здесь не столько в самом обсуждении и комментировании сексуальных проблем. Едва ли кто-нибудь серьезно может оспаривать потребность в шутках и анекдотах, создающих веселое настроение. Все затрагивающее человека можно рассказать без пошлости, в самой пристойной форме. Следовательно, вопрос заключается в богатстве мысли, в умении всегда сохранять гармонию слов, красоту образа, тактичность и благопристойность.

Слух играет важную роль при выборе объекта любви. Воспринимая и анализируя с помощью соответствующих мозговых центров речь определенного лица, человек, с одной стороны, получает информацию об уровне его культуры (воспитании, мировоззрении, начитанности и т. п.), а с другой — об известных чертах его характера. Несомненно, эти особые функции слуха и мышления помогают сформировать определенную ценностную ориентацию личности по отношению к объекту чувств.

Речь в той или иной степени и форме отражает характер, силу, быстроту и уравновешенность психических реакций. Именно поэтому ее специфическая информация столь активно служит требованиям любви.

Особенно важными для возбуждения любовных чувств являются песенные возможности человеческого голоса и прежде всего эстетическое воздействие мелодии. Она создает определенную приятную, ласкающую и вдохновляющую атмосферу. Но этим не исчерпывается ее функция в любви. Музыкальное звучание голоса раскрывает и подчеркивает известные характерные особенности темперамента. Важным показателем является здесь высота голоса. Обычно альт у женщин и бас у мужчин указывают на холерический или холерико-флегматический темперамент. Женское сопрано и мужской тенор чаще всего принадлежат сангвиникам.

Тембр и сила голоса при пении также имеют определенное значение. Так, более резкие контрасты модуляции говорят обычно о холерическом темпераменте. То же значение имеет и сила голоса. Нежные переливы тонов раскрывают естественную живость сангвиника. Они показывают мягкость и женственность темперамента. Меланхолик обычно поет медленнее и немного приглушенно, предпочитая минорные гаммы. Вообще все темпераменты неизбежно проявляются в разных характерных особенностях музыкального исполнения.

С одной стороны, пение человека с помощью мелодии передает определенные чувства. Оно может выражать тайную любовь, радость или муку, ожидание или надежду. С другой стороны, мелодия и сама по себе действует как ласка. Наконец, особенности музыкального исполнения подчеркивают известные черты темперамента. Все это определяет конкретное воздействие песенного выражения человеческого голоса в возникновении и развитии интимных чувств и любовных мыслей.

Лабрюйер в «Характерах» говорил, что «на свете нет зрелища прекраснее, чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса».

Специфическая роль музыки (инструментальной и вокальной) обусловлена наследственностью и развитостью слуха человека, его песенной культурой. Индивидуальные особенности этого сочетания весьма разнообразны. Воздействие музыки при зарождении любви тем эффективнее, чем выше музыкальный талант человека. Здесь идет речь как об одаренности, так и о приобретенной культуре.

Музыкальные способности человека, так же как и способности к восприятию музыки, различны. Большие музыканты (как исполнители, так и композиторы) гораздо более отзывчивы психически на тональное воздействие.

Первая любовь Моцарта к Алоизии Вебер, судя по письмам композитора, зиждилась на музыкальной основе. Зрительный образ девушки стоит как бы на втором плане. Моцарт подчеркивает, что у Алоизии «красивый, чистый голос» и она «поет превосходно».

В истории известны аналогичные случаи, которые неопровержимо доказывают эмоциональную действенность музыки при зарождении и развитии любви.



любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!