любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Безумие и разум ⇒ Структура половой любви

Структура половой любви

Исключительная сложность любви затрудняет ее изучение. Составляющие ее элементы имманентно выражают специфическую целостность природной и социальной сущности человека. Для того чтобы понять, насколько неразумна или разумна природа этого чувства, необходимо прежде всего выявить его структуру.

Любовь как целостное переживание складывается из разнообразных компонентов. Глубинную основу любви составляют биологические (половое влечение, инстинкт продолжения рода) и социальные (общественные связи, эстетические и нравственные переживания двух людей, стремление к интимной дружбе и пр.) компоненты. В этом заключается характерная двойственность интимных отношений, объединяющих мужчину и женщину. Таким образом осуществляется социализация инстинкта продолжения рода у человека.

Отдельные компоненты любви могут быть внутренне присущими ей и привнесенными, то есть неимманентными. К числу первых относятся: половое влечение, симпатия, стремление к общению, выбор объекта интимных чувств, этико-эстетические отношения между мужчиной и женщиной и пр. Однако существуют и неимманентные, непостоянные элементы любви. Гамма их обычно очень широка и является результатом взаимодействия любовных чувств с другими сферами социальной жизни, связана с уровнем культуры общества.

Любовь неизбежно испытывает влияние нравственной среды, в которой находится человек: мысли, чувства, идеалы, стремления, система ценностей и др. в различной степени участвуют в формировании наиболее интимной сферы жизни. Сложная структура любви имеет непосредственное отношение ко всем сферам психической жизни. Ее компоненты прямо или косвенно взаимодействуют. Таким образом, формируется система функционально взаимозависимых отношений, составляющих природу любви.

Любовь возникает на основе половой потенции, которая как таковая сама по себе не обладает конкретной ориентацией на определенное лицо противоположного пола. Первоначально ее напряженность является, так сказать, слепой, безадресной внутренней, инстинктивной силой. Формирование любви начинается после получения конкретной информации о человеке. Эта взаимная «разведка» первоначально происходит на уровне органов чувств, но с участием разума.

Чувственные данные постоянно анализируются и обобщаются. Психика всегда функционирует целостно. Мужчина и женщина сопоставляют образ данного лица противоположного пола с теми мыслями, представлениями, ценностными ориентациями, взглядами, которые уже существуют в сознании. Восприятия органов чувств подвергаются логической обработке. Это — процесс их осмысления, их оценка с точки зрения критериев разума. Каждый, в большей или меньшей степени, отдает себе отчет в том, насколько внешний облик и качества другого отвечают его представлениям, его идеалу.

Воспринятая и переработанная информация получает эмоциональную окраску. Если объект созерцания отвечает влечению и душевной настроенности субъекта, неизбежно возникают определенные чувства. Они придают особенную эмоциональную атмосферу переживаниям. Образ, который начинает завоевывать симпатии, становится предметным содержанием психического наслаждения. Чувства субъективируют познавательные моменты отношения к объекту любви.

Одновременно происходит и эстетизация отношений любящих. Образ любимого (любимой) постепенно становится источником красоты. Его индивидуальные черты воспринимаются в свете эстетической системы личности.

Но все это не исчерпывает процесса реализации любви, непосредственно отражая внутреннюю созерцательность переживаний. Любовь вызывает и активность человека. Она возбуждает желания, стремление к общению и взаимопониманию.

Наконец, общение мужчины и женщины неизбежно требует соблюдения ими в совместной жизни определенных взаимных моральных обязательств. Это — законодательно не зафиксированные, но общепринятые нравственные нормы. Без этих добровольных моральных обязательств не может существовать чувство взаимности.

Указанные основные компоненты любви не представляют собой совокупности правил и действий; последующий этап не начинается строго после завершения предыдущего. Они протекают в комплексе, одновременно, между ними существуют многосторонние глубокие взаимосвязи. Так, например, при восприятии любимой женщины на уровне эмоций мужчина оценивает или может оценивать ее качества на всех уровнях познания и ценностных ориентаций. Вместе с тем он испытывает определенные чувства. Восприятие любимой женщины приносит ему эстетическое наслаждение. Однако он принимает на себя и моральные обязательства.

Многообразие аспектов любви, ее целостность создают иллюзорное впечатление, что здесь мы имеем дело с областью, которая недоступна разуму. С античных времен до наших дней внутренняя, интимная природа человека в существе своем считалась непознаваемой. Эта мысль нашла свое отражение в произведениях художественной литературы.

Болгарская поэтесса Елисавета Багряна писала о странной загадочности психической жизни, о неисследованных безднах внутреннего мира человека:

Видишь человека — он вместе с тобою трудится рядом...

Каким стетоскопом прослушаешь его душу?

На каких моторах проникнешь в небосвод его мечтаний?

Как прочтешь метеоры его мысли?

Как вычислишь восход надежды, полнолуние страсти, затмение скорби, глубину разочарования?

(Перевод Б. Слуцкого)

Однако любовь не является сферой, полностью недоступной для разума. Ее можно изучать с помощью научных методов, как любую другую область жизни человека, имеющую сложную биосоциальную специфику. Но для этого потребуются исследования представителей многих специальностей — биологов, психологов, социологов, философов, историков, специалистов по эстетике, этике и др.

Сложная структура любви, содержащая противоположные по характеру компоненты, дает повод для существования контрастных взглядов на ее действительную природу. Любовный порыв как бы не имеет точно определенных координат. О любви, как считают некоторые авторы, можно в зависимости от конкретной обстановки сказать все или ничего. Ее сущность многозначна, непостижима, алогична.

Теоретические истолкования любви часто парадоксальны, противоречивы, взаимно несовместимы (любовь разумна — любовь безумна; любовь возвышает — любовь унижает; любовь дарует наслаждение — любовь приносит мучения; любовь обогащает — любовь опустошает). Принято считать, что в этих контрастных оценках каждый тезис может быть доказан одинаково убедительно.

Каково же все-таки решение многовекового спора о сущности любви — безумна она или разумна? С точки зрения этого аспекта проблемы попытаемся определить ее социально-психологическую сущность как явления интимной жизни человека.



любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!