любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Ощущения и любовь ⇒ Зрение

Зрение


Во взаимодействии с окружающей средой человек как биологическое и социальное существо рассчитывает прежде всего на помощь своих глаз, являющихся наиболее важным органом получения информации, познания действительности и ориентации в ее лабиринтах. На основе этой информации возникают понятия и теории, мысль приобретает более адекватное содержание, большую действенность и целесообразность как фактор движения и развития социальной практики, то есть цивилизации и культуры.

Глаз — первопроходчик отрал«ения действительности, пионер в комплексе человеческих органов чувств. Он непрерывно информирует сознание об изменениях в обстановке и жизненных ситуациях. Его сигналы, как правило, точнее всего ориентируют человека в действительности.

Проблема восприятия человеческого лица, выявления и расшифровки его характерных черт, роли внешности индивида в процессе формирования межличностных отношений постепенно занимает свое место в ряду психологических и социально-психологических исследований. Этот аспект социальной действительности открывает недостаточно изученные факторы системы мотивации и предрасположенности людей к общению. Основной вопрос общей теории восприятия и анализа человеческого лица можно трактовать с разных точек зрения. Он включает в себя следующие важные проблемы: структуру формирующегося психологического образа, узнавание и опознание, константность, иллюзии и маскировку.

Восприятие человеческого лица как психический акт имеет комплексный характер. Всегда существуют определенные «элементы-признаки», которые участвуют в построении целостного образа. Мы имеем в виду глаза, нос, брови, губы, волосы, щеки и т. п. Это компоненты структуры образа. Большое значение в процессе восприятия человеческого лица имеют его общие контуры, его линейные показатели. Они обрисовывают разные аспекты образа в профиль, анфас, сверху, снизу и т. п.

При узнавании и опознании происходит процесс конкретного анализа воспринимаемого лица в данный момент и его сравнение (признак за признаком) с элементами некоторого фиксированного в прошлом представления о человеке. Этот процесс освоения действительности имеет определенные модификации. Его продолжительность различна и зависит от индивидуальности объекта наблюдения. Заслуживает определенного внимания тот факт, что лица женщин обычно легче поддаются опознанию, чем лица мужчин.

Объяснение этому факту, установленному некоторыми советскими психологами, исследующими процесс распознавания человеческих образов в данной экспериментальной ситуации, следует искать в том, что благодаря применению косметики лица женщин обычно более индивидуализированы по сравнению с лицами мужчин. Но эта предварительная гипотеза нуждается в научной проверке и дополнительных исследованиях.

При опознании лиц существуют определенные доминирующие признаки, которые неизбежно стабилизируют психические образы. Таким путем закономерно увеличивается константность восприятия и закрепляются чувственные формы усвоения действительности.

Опознание лиц имеет большое значение в процессе возникновения и развития любовных чувств. Оно фактически представляет собой чувственно-зрительное построение определенного целостного образа человека, при котором сознание воспринимает компоненты некой объективной структуры. Эти компоненты (глаза, нос, брови, волосы, губы и пр.) объединены в данном лице. Опознание — это процесс отражения объекта и его увязка с определенной психологической настроенностью. Мужчина или женщина обычно имеют более или менее сложившийся образ-идеал, образ — критерий для будущей оценки. Он существует как необходимая потенциальная предрасположенность и направленность по отношению к возможному и вполне реальному объекту любовного влечения.

Когда человек (мужчина или женщина), воспринимая данное лицо противоположного пола, начинает испытывать интимные чувства, он фактически находит реальное воплощение чисто психологической чувственно-наглядной конструкции своего воображения. Эта конструкция предварительно сформирована в сознании как определенная модель возможной, реальной, «овеществленной структуры». Используем применительно к этому явлению термин «изоморфизм», обозначающий соотношение между двумя вещами объективной действительности, которые одинаковы, сходны по структуре, по форме, но качественно различны. Этот термин может найти своеобразное употребление в сфере любовных отношений. При восприятии какого-либо лица, вызывающего интимные чувства и стремления, происходит открытие соответствия, сходства (пусть и не абсолютного) между так называемым образом-идеалом, существующим в воображении, и образом человека, существующим в реальной жизни. Сходство не является качественным уподоблением обеих соотносимых вещей.

Зрительное восприятие человека, и прежде всего его лица, дает богатую познавательную информацию. Наблюдая контуры и черты лица, мы с большей или меньшей адекватностью можем установить тип нервной системы индивида. Но это не исчерпывает познавательных возможностей зрения. Восприятие лица человека позволяет нам судить о ряде его психических, то есть невидимых, качеств, даже о его воспитании, о его профессии и т. п.

Этот процесс познания-общения осуществляется в несколько этапов. Сначала неизбежно происходит «превращение и субъекта и объекта в субъект-объект», в ходе которого приток информации ограничен. Зрительное опознание между мужчиной и женщиной начинается в соответствии с весьма общими показателями физиогномики. После этого наступает этап «мимического и пантомимического общения». Воспринимая движение и пластику лица человека, субъект раскрывает более существенные черты его духовного мира. Таким образом, зрительная информация постепенно обогащается, происходит подготовка сознания к восприятию мыслей и чувств человека.

Мимика и жесты служат выражением внутреннего душевного состояния, определенного динамического стереотипа индивидуальных психических реакций. Исключением может быть только маскировка сознания и привычка к симуляции. Но их можно установить путем зрительного «зондирования» при более глубоком проникновении в психику объекта наблюдения. «Во внешнем облике и поведении каждого человека,— пишет А. А. Бодалев,— имеются признаки, наблюдая которые люди выводят заключение о характерологических особенностях другого человека, его способностях, испытываемом им состоянии. Наконец, по определенным признакам мы судим, чем занят человек и как он делает свое дело сейчас, и т. д.».

Первые впечатления субъекта, несомненно, содержат немало пробелов, а также и ошибочных данных, как результат воздействия сознательной и бессознательной маскировки воспринимаемого объекта. Но эти неадекватные моменты восприятия корректируются в процессе общения и дальнейших наблюдений.

Как психический процесс в рамках деятельности человека зрительное восприятие включает не только знание, но и эмоциональное отношение к действительности. Первое реализуется в виде представлений, понятий, второе выражается определенными эмоциями, чувствами и т. п. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн, психический процесс человека обладает внутренней диалектикой. Он «всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов — знания и отношения, интеллектуального и «аффективного», из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего в связи с изменениями в объективной ситуации».

Это полностью относится и к интимному процессу опознания мужчины и женщины, взаимного зрительного восприятия обоих полов. Гносеология неизбежно переходит в аксиологию, познание — в эмоции, чувства, мечты о взаимном общении. Может, разумеется, возникнуть и антипатия. Все зависит от степени соответствия образа-идеала чертам конкретного лица, объекта зрительного восприятия в данной обстановке.

Арабский писатель Ибн Хазм придавал исключительно большое значение роли зрительных восприятий в любовных отношениях. В «Ожерелье голубки» он говорит, что глаз всегда действует как «верный разведчик души». Взгляд заменяет посланцев любви. Глаза возбуждают сознание и легко превращаются в «врата к соблазнам».

Лопе де Вега воспевал красоту человеческих глаз, давая как бы поэтическую систематизацию органов чувств по их значимости: «Пять струн в душе у человека... Меж ними сердце держит связь... Пять струн — пять чувств. Во-первых, зренье. То — прима: надо увидать предмет любви, чтобы отдать ему навеки поклоненье». Вандалино в «Учителе танцев» признает: «Среди частей различных тела нет ничего дороже глаз: лишь им могу доверить смело».

В комедии «Валенсианская вдова» мудрая Марта говорит: «Любовь приходит через зренье, а через руки не придет». В этой же комедии влюбленный Камило восклицает: «Чем мне поможет обонянье? Я не аптекарь и не врач. Влюбленных зренье услаждает, и только тот в любви вкушает весь аромат ее, кто зряч... Слепец... не более, чем грубый скот».

Темпераментный Камило безумно полюбил Леонарду. Однако он не знает ее лица. Они встречаются, но всегда в темноте. Может ли в подобной ситуации существовать любовь, притом страстная? У объекта влечения нет визуальной конкретности. Камило грустно признается: «Я полюбил ее не видя». «Я прикасаюсь к ней во тьме». Понимая неубедительность такой любви, Лопе де Вега устами Камило находит необходимым пояснить: «Я увидал через касанье прелестный лоб... Изгиб бровей... бесспорный признак чудных глаз». Наконец, Камило, не выдержав мук неизвестности, вытаскивает спрятанный фонарь, и Леонарда оказывается освещенной. Его взгляду предстает лицо необыкновенной красоты.

Только там, где отсутствует глубина интимных чувств, зрение уступает место первичным кожным раздражениям. Оно не волнует достаточно разум, не опьяняется красотой изящных форм. Поэтому, например, Казанове зрение служит значительно меньше, чем Гейне или Гёте. Отмечая эту бедность чувственных восприятий знаменитого авантюриста, Стефан Цвейг пишет в «Трех образах», что Казанова как художник не описал с подлинной пластичностью ни одну из множества упомянутых в его воспоминаниях женщин.

Богатство зрительных восприятий приносит любви очарование, гармонию и полноту чувств. Человек постоянно жаждет видеть то, что стимулирует его счастье, созерцать сияние красоты. Согласно известной древней легенде, юная Психея была перенесена в таинственный и роскошный дворец молодого бога, сына Венеры Купидона. Плененный ее красотой, он сделал ее своей избранницей, но приходил к ней только ночью, а утром до рассвета исчезал. Психея жаждала увидеть при свете лицо своего супруга. И вот, когда он крепко спал, она зажгла лампу и осветила брачное ложе. Перед ее глазами сияла божественная красота Купидона. Восхищенная Психея «воспылала любовью к богу любви». Осыпая его жаркими поцелуями, она не заметила, что лампа брызнула с конца фитиля горячим маслом ему на плечо. Проснувшись от ожога, бог страсти мгновенно улетел.

Зрение — это самая богатая форма чувственного восприятия действительности. Его образы волнуют человеческое сознание, вызывают мысленные оценки, возбуждают симпатии или антипатии.

Зрение человека является анализатором объективных явлений. Оно прежде всего раскрывает телесные достоинства женщины или мужчины. Глаза воспринимают и одновременно выбирают то, что совпадает с тем идеалом, которого постоянно ищут в действительности, или хотя бы частично приближается к нему.

Требования зрения для стимулирования любви имеют, как правило, резкую специфику у представителей обоих полов. Ряд авторов считает, что требования женщин по отношению к физическим качествам мужчины—объекта их любви более элементарны. Грациозность и артистическое изящество линий уступают силе, волевой структуре. Женщину привлекают исполненные внутренней силы формы. Она инстинктивно избегает изнеженных мужчин. Напротив, мужчина гораздо более взыскателен, художнически требователен к формам женщины. Он придает особенно большое значение «достоинствам» тела, визуальному представлению. Для него очень важными являются форма и цвет — волосы, овал лица, шея, губы, нос, брови, глаза, грудь, руки, плечи, форма пальцев, линия талии, изящество колен, округлость бедер, мягкий изгиб стопы, мимика, пластичность форм, грациозность походки — вся красота и великолепие современной наследницы библейской Евы.

Понимая очень хорошо это могущество форм тела, эту магию визуального контакта, женщины на протяжении многих веков стремятся корректировать природу, исправляя несовершенства колорита и очертаний своей внешности. Им свойственно удивительное умение достигать скульптурного изящества форм, склонность к живописному смешению и сочетанию красок на лице, шее, в украшениях, в одежде.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!