любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ Сладость греха

Сладость греха


Средневековье знаменовало коренной перелом в целостном мировосприятии людей. Устанавливается господство христианской религии с ее церковными канонами, обусловливающее глубокие изменения всего образа жизни людей в Европе.

Человеку античной эпохи мир представлялся монолитным, осязаемым, гармоничным, полным единой телесной и духовной красоты. Мир средневекового христианина глубоко раздвоен, дисгармоничен: мир бога (духа) и мир дьявола (плоти). Религия считает идеалом не мускулистую фигуру дискобола, не Аполлона, а изможденное, бледное привидение — аскета, святого.

Этот перелом в сознании вызван прежде всего социально-экономическими причинами. Феодализм, выдвигающий принцип натурального хозяйства, нуждается и в моральном воспитании, направленном на ограничение материальных потребностей угнетенного человека.

Но мораль аскетизма обусловлена также определенными социально-психологическими причинами. Это потребность во внутреннем самоуглублении, более жесткой регламентации в сфере любовных отношений, отражавших общую дезорганизацию жизни античного мира на последней фазе его развития.

Средневековье создает новые шедевры художественного творчества, выражающие иное понимание любви. Христианская религия уничтожает нагих языческих богов и провозглашает культ целомудренной девы Марии. Образ женщины окружается в искусстве мистическим туманом. Возникает монашеская и рыцарская любовь. Странствующие провансальские трубадуры воспевают даму сердца. Литературные образы в сумеречной мистической атмосфере эпохи выступают как божественные небесные видения.

В известной германской эпопее «Песнь о Нибелунгах», созданной около 1200 года, рассказывается о храбром воине, сыне короля Нидерландов Зигфриде, и о прекрасной Кримхильде, сестре трех братьев — владетелей Бургундии. Кримхильда и Зигфрид — это образы идеального мужчины и идеальной женщины, согласно существовавшей в ту эпоху социально обусловленной системе ценностей. Зигфрид — сильный, мужественный герой многих битв, прославленный рыцарь. Он нападает на гордых, могучих королей и покоряет их, отнимает сокровища, убивает страшного дракона, купается в его крови и становится неуязвимым. Кримхильда — красивая, нежная, благородная, сияющая, как утренняя заря, девушка.

Кримхильда очаровывает Зигфрида и становится его женой. После его коварного убийства безутешная Кримхильда клянется отомстить за гибель своего супруга. Пройдя через множество испытаний, эта гордая женщина бестрепетно отсекает голову убийце Зигфрида Хагену. Отмщение стоит ей жизни, и она сама погибает.

«Песнь о Нибелунгах» повествует не только о героических подвигах времен великого переселения народов, она воспевает идеал мужчины и женщины. Описание силы и мужества Зигфрида, красоты и гордости Кримхильды эстетически и морально углубляет понимание любви.

Атмосферу европейского средневековья создают поэтические легенды, большей частью посвященные описанию полумистической, полуэротической рыцарской любви. Эта литература культивировала глубокие, хотя и подавляемые религией, чувства.

Любовь в средние века испытывает гнет церковных канонов. Это отражается и в предренессансной поэтической и прозаической литературе. До Данте в Италии творцами новой поэзии были Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя, Джанни Альфани и др. Их лирика выражала одновременно мистическую молитвенную экзальтацию и любовно-платонические мечты провансальских трубадуров. Это специфическая эстетическая эмоциональная и мыслительная гамма средневекового сознания. Поэт Гвидо Гвиницелли рисует эфемерный облик такой любви в своей канцоне:

Как солнце извлекает блеск из драгоценного камня,

так женщина вызывает любовь в благородном сердце мужчины.

И скажет когда-нибудь Бог моей душе:

«Что дерзнула ты? Сравнить меня с земною женщиной,

уподобить меня любви?»

«Господи,— отвечу я,— она была похожа на ангела,

как же мне было не полюбить ее?

Это не могло быть грехом!»

Эта любовь спускается с неба на землю, примиренная с богом; она являет собой как бы таинственный огонь для очищения человеческой греховности, сказочную лестницу, ведущую к небу, к ангелам и богу. Страсть, вызванная созерцанием женщины, принимает форму молитвы-исповеди, религиозной экзальтации, сладостного самозабвения.

Любовь Данте к Беатриче, о которой рассказывается в первой книге поэта «Новая жизнь», не выходит за границы, определенные ей предренессансной лирикой. В ней словно примиряются требования аскетизма с сердечными волнениями. В девятилетнем возрасте Данте встречает Беатриче. Его охватывают рыцарские экстатические чувства. Он не решается приблизиться к возлюбленной, не смеет признаться ей в своей любви, озаряющей его душу божественным светом. Данте говорит о Беатриче: «Она явилась мне одетой в благороднейший алый цвет, скромный и пристойный... Отныне и впредь любовь воцарилась над моей душой... когда она появлялась с какой-нибудь стороны, то одна надежда на дивный ее поклон изгоняла все злое во мне и возжигала пламя милосердия, которое заставляло меня прощать всякому, обидевшему меня. И если бы спросили меня тогда о чем-нибудь, то ответ мой был бы лишь один: «Любовь», и лицо мое исполнено было смирения»

Благочестивая, но все же в своей основе совершенно земная любовь Данте достигает своего апогея на «девятом, кристальном небе» Рая, описанного им в «Божественной комедии». Там его душа находит счастье, о котором он так мечтал. Эта любовь завершается лирической кантатой смирения, апологией «пречистой Девы». Еще в «Чистилище» Данте встречает Беатриче, но в первую минуту он не может узнать любимую женщину, лицо которой сияет ангельским светом. Беатриче строго судит Данте, погрязшего после ее смерти в грехах:

Скажи, скажи, права ли я? Признаний

Мои улики требуют во всем.

(Перевод М. Лозинского)

Обливаясь слезами, сгорая от стыда, Данте смиренно соглашается с ней и получает отпущение грехов. Нравственная прелюдия полного очищения христианского сознания завершается последней фазой испытаний. Данте легко возносится сквозь волшебные клубы эфира вместе с Беатриче, вместе с ангелами, «как луч сквозь стекло», до самого девятого неба.

Чистый свет поэзии Данте предвозвестил бурное утро литературного Ренессанса. Ренессанс в искусстве возникает и развивается в переходную эпоху первоначального расцвета капиталистических отношений в недрах феодальной общественной системы. Он обусловлен глубокими изменениями в социальной жизни: уничтожением феодальных аграрных отношений, переходом от простого ремесленничества к мануфактуре, великими географическими открытиями, началом мировой торговли, культурно-экономическим расцветом ряда европейских городов, победой королевской власти над сепаратизмом феодалов и формированием централизованных государств.

На сцене появляется новый, прогрессивный класс — буржуазия. Ее интересы, вкусы и взгляды приходят в противоречие с традициями культуры своего времени, с религиозными требованиями, с феодальным образом жизни и системой мышления. Наступает время свободомыслия, реформации, ересей. Молодой и более жизнеспособный класс — буржуазия — реабилитирует человеческие чувства, наносит удар аскетизму, возрождает древнее языческое отношение к жизни на более высокой ступени развития. Этот класс становится носителем этики гуманности, жизнерадостного мировосприятия, философии оптимизма.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!