любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ Художественная культура

Художественная культура

Культура половых отношений мужчины и женщины эстетически многим обязана художественной литературе. Отношение философии к этому искусству «словесной магии» характеризуется известной противоречивостью. Платон изгнал поэтов из своего идеального государства, иному что они возбуждают страсти людей и, по его мнению, мешают развитию науки. Однако Аристотель раскрыл глубокую органическую связь искусства слова с философией и нравственностью человека.

По мнению Канта, поэзия «расширяет душу, давая свободу воображению». В конечном счете эта очаровательная «игра» рассудка «эстетически возвышается до Идей». Гегель указывает, что поэзия облегчает сердце Человека. Но она выполняет и другую, более важную Функцию как искусство красоты слов и аллегорических описаний. Задача поэзии состоит в «освобождении духа Не от чувства, а в нем» и таким образом в превращении слепого господства страсти» в «объект, очищенный от Любой случайности настроений», который возвращается в удовлетворенное самосознание».

Белинский писал, что поэзия — это «высший идеал» человека, «тончайший эфир, утонченный экстракт, квинтэссенция жизни», сладость тоски и жажда непостижимо красивого. Она есть «упование, трепет, отдохновение... Волнение и буря чувств, полнота любви, восторг удовольствия», «страстный, мучительный, неясный порыв куда-то, к какой-то всегда зовущей стране», «удары пульса мировой жизни, его кровь, его огонь, его свет».

Поэзия и проза в высшей степени обогащают эмоциональное и эстетическое содержание любви. Реальные возможности этого естественного воздействия можно понять, имея в виду следующие обстоятельства:

1. Художественная литература – это искусство изящного образного слова, звучащего как прекрасная мелодия. Именно эта атмосфера изящества «смягчает» сердце человека. Овидий говорит в «Науке любви», что любовь «питается сладкими словами», что «стихи заставляют женщину скорее прийти в объятия мужчины». Волшебная сила художественного слова заключена в артистически утонченной форме психического соприкосновения влюбленных.

2. Художественная литература обогащает мир образных ассоциаций, связывающих представления о сексуально значимых качествах и действиях мужчины и женщины с представлениями о различных явлениях вне сферы биологического воспроизводства человека. Она формирует эстетические условные рефлексы, выполняющие определенную поведенческую регуляторную функцию. Сознание восходит от эрогенности к духовности. Свойственная человеку сексуальность становится объектом относительно самостоятельного эстетического созерцания. Она не шокирует мышление, не возбуждает страсти, а доставляет сознанию высшее наслаждение.

Из всех видов искусства поэзия и проза, несомненно, дают наибольший простор эстетическому воображению. Это достигается с помощью метафор, аллегоричности слов и описаний. Важную роль играют при этом многозначность художественного слова, его иносказательность и способность вызывать неожиданные и разнообразные ассоциации.

Метафоричность поэзии создает чарующий мир красоты. Богатство слова, словесная игра и блеск сравнений выражают постоянное стремление человеческого духа к большей свободе и совершенству, помогают сознанию подниматься над банальной будничностью жизни, над естественным животным осуществлением инстинкта, воплощать в образах возвышенные мечты, красоту идеала.

3. Художественная литература соединяет инстинкт биологического воспроизводства человека с самыми чистыми порывами духа, облагораживая и возвышая чувство любви. Уместно вспомнить здесь слова Буало, писавшего в «Поэтическом искусстве»:

Кто пишет высоко и чисто о любви,

Не вызывает тот волнения в крови.

Разумеется, слово потенциально содержит и отрицательный заряд. Оно способно выразить не только нежную прелесть любви, но и вульгарную чувственность. Однако подлинное волнующее искусство метафоры и аллегории не имеет ничего общего с литературной порнографией, с обольщениями эротики.

4. Богатство языковой знаковой системы позволяет описать все возможные аспекты мужской и женской красоты, все разнообразие ситуаций любви.

Ситуации любви, нашедшие отражение в художественной литературе, углубляют содержание социальной функции этого вида искусства. Это разнообразие объективной специфики переживаний воплощается в определенном жанровом различии произведений художественной литературы. Отражение сложных обстоятельств поло-вой любви осуществляется посредством характерных приемов в лирике, в драме и романе, в трагедии, комедии и т. д.

Каждый жанр художественной литературы воздействует на эстетическое и половое воспитание человека своими специфическими средствами. Лирика отражает богатство светлых, положительных чувств, присущих любви и придающих жизненность и красоту отношениям мужчины и женщины. Художественное воплощение торжествующей любви средствами рассказа, повести, романа, драмы играет большую эстетическую и нравственную роль.

Художественное отражение трагической ситуации не вызывает состояния угнетенности, несмотря на печальную развязку. В конечном счете обаяние любви увеличивается, укрепляется понимание ее роли в общей эстетической и моральной ценностной системе человека. И, наконец, комедия также утверждает нравственно-эстетическую сущность любви. Она очищает ее от фальши, от недоразумений, от глупости, обогащая таким образом культуру взаимоотношений людей.



любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!