любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Любовь и судьба человека ⇒ Трагедия любви

Трагедия любви


Любовь непосредственно вплетается в ткань нашего «Я», пронизывая сознание человека, освящая инстинкт воспроизводства рода, затрагивая основы переживаний индивида. Она эмоционально окрашивает его духовный мир, несет ему радость и надежду, боль и наслаждение, подобно незримой атмосфере, постоянно влияет на его настроение и в значительной степени определяет его социальную деятельность и его отношение к действительности.

Значение половой любви столь велико, что, когда она не удовлетворена, блокирована или подавлена, это обычно влечет за собой глубокую личную трагедию. Несчастье в любви препятствует полному раскрытию возможностей человека, может определить его индивидуальную судьбу в данных условиях социальной жизни.

Любовные трагедии представляют собой особую форму эмоциональной и социальной коллизии, глубокого конфликта между возвышенным стремлением человека и противодействующей ему внешней силой, тем или иным значительном объективным препятствием. Этим препятствием может быть либо равнодушие любимого человека, либо неблагоприятное воздействие определенных факторов конкретной исторической ситуации В первом случае любовь безответна, хотя и социально возможна, во втором — она социально исключена или, будучи разделенной, сталкивается с серьезным препятствием.

Говорить о безответной любви — значит погружаться в глубины психологических и социальных проблем, затрагивать одну из самых мучительных, а может быть, и самую мучительную интимную трагедию личности. Эта трагедия — неисчерпаемая, вечная тема лирической поэзии, прозы, драматургии — вплетается в паутину социальной жизни.

Вначале влюбленный обычно испытывает глубокое блаженство, ни с кем его не разделяя. Происходит концентрация его внимания на объекте чувства. Но зарождающаяся любовь постепенно превращается в мучительное эмоциональное переживание. Влюбленный страстно жаждет выразить свои чувства, добиться взаимности. И вот он делает решающее его судьбу признание, а затем с волнением ждет ответа. Одно лишь «да» или хотя бы молчаливая благосклонность — и влюбленный торжествует. Он словно парит над землей на незримых крыльях счастья.

Но вспыхнувшая любовь не всегда встречает тепло взаимности. На ее пленительный, исполненный томления по красоте и счастью призыв ответом может быть безразличие, а иногда и насмешка. И сейчас, в эпоху космических полетов и проникновения человеческой мысли в глубины атома, люди по-прежнему страдают от безответной любви. Современный человек столь же глубоко, как и прежде, переживает драму своих чувств.

Неразделенная любовь как бы сжигает душевные силы личности изнутри, наносит ей невидимые глубокие раны, вызывает мучительную неуверенность в себе, порой приводит к неверию в собственные силы.

Факты свидетельствуют о том, что «этнология» безответной любви, как правило, психологически очень сложна. Причинами любовных трагедий является единичное или комплексное воздействие неблагоприятных обстоятельств.

Не отвечающие на чувство мужчина или женщина могут быть влюблены в другого человека. Нежелание нарушать установившиеся интимные отношения имеет под собой глубокие нравственные основания, даже если это причиняет мучения безответно любящему человеку. Возникает трагический «любовный треугольник», в котором «третий» оказывается лишним. Чем более глубоки чувства этого «третьего», тем сильнее его страдания. Часто все трое в большей или меньшей степени страдают от невозможности найти выход и прийти к развязке личной драмы. Гёте описывает эту мучительную ситуацию в «Страданиях юного Вертера». Это та ситуация, в которой лишний напрасно старается отстранить горькую чашу. Сознавая безвыходность своего положения, Вертер приходит к фатальному шагу: «Один из нас троих должен уйти. И уйду я!»

Но такая развязка трагедии встречается редко. Обычно сердечная боль проходит или длится долгие годы, непрерывно угнетая сознание того, кем пренебрегли. «Стоит молодому человеку, — пишет Бальзак, — встретить женщину, которая его не любит... (или женщину, которая его слишком любит), и вся его жизнь исковеркана».

Отношения в «любовном треугольнике» отражают специфические по интенсивности и направленности индивидуальные переживания. Существует несколько возможных вариантов таких отношений.

1. Чувства двух любящих полностью взаимно удовлетворяются и третий не имеет никакой надежды добиться даже малейшей взаимности. При такой достаточно типичной ситуации двое любят одного, уже сделавшего свой выбор между ними; третий любит, не будучи любим, и переживает глубокую трагедию.

В этом случае двое взаимно любящих могут в равной степени испытывать к третьему, «лишнему»: 1) сочувствие, уважение, дружелюбие; 2) безразличие, досаду; 3) ненависть, враждебность. Какие чувства одержат верх, зависит от сложившейся ситуации и уровня нравственной, духовной культуры обоих. Возможно, что один из любящих будет проявлять сочувствие, второй — холодность, досаду или неприязнь, и наоборот. Эти различия в отношении к третьему могут стать причиной конфликта между ними, особенно если они будут сопровождаться проявлениями ревности, нетерпимости. Следовательно, трагедия «лишнего» даже и без взаимного чувства к нему в определенной ситуации может превратиться в трагедию троих.

2. Один из троих может быть эмоционально раздвоен, фактически двое других «делят» его. Мужчина одновременно любит двух женщин, или, наоборот, женщина чувствует любовь одновременно к двум мужчинам. Окончательный выбор при этом представляет значительную трудность. Мотивы, обусловливающие почти равную привлекательность двух различных лиц, уравновешиваются. Каждый из них прилагает усилия к устранению соперника.

В этой ситуации интенсивность любовных чувств к двум людям обычно неодинакова. Эмоционально раздвоенный человек в большинстве случаев проявляет более глубокие чувства к одному из влюбленных, но не имеет сил не ответить определенной взаимностью и другому. Возникает сложное и противоречивое положение, которое обычно превращается в трагедию троих. Соперники глядят друг на друга с ненавистью, омрачающей их любовь, даже разделенную. Но здесь возможны и случаи проявления терпимости или по крайней мере общения троих без внешне выраженного стремления к устранению соперника. Устанавливается своего рода состояние равновесия отношений. «Любовный треугольник» превращается во взаимотерпимый «союз троих» — странное и невероятное примирение соперников в любви, какой-то парадокс чувств. Ревность оказывается временно подавленной.

3. Двое соперников могут не подозревать, что любят одного и того же человека. Тайна отношений уменьшает боль. Сильнее всего страдает при этом от эмоционального раздвоения человек, являющийся объектом любовных чувств. Любое раскрытие тайны ведет к углублению трагедии. Иногда только один из двух соперников знает о существовании другого. Это также не уменьшает подозрений и страданий.

Другая причина безразличного отношения к любви данного человека может крыться в его физических (телесных) недостатках, делающих его непривлекательным. Внешняя непривлекательность обычно оказывает в эстетическом мире любви отталкивающее действие. В такой ситуации безразличие и антипатия возникают гораздо легче.

Иногда любовь остается безответной из-за большой разницы в социальном положении любящего (любящей) и его избранницы (избранника), из-за существующих в данном обществе социальных предрассудков. Любовь отвергается потому, что любящий не принадлежит к «избранному кругу», или потому, что его социальное положение недостаточно высоко, потому, что он не имеет требуемых материальных средств, и т. п.

Неразделенность любви может объясняться полной несовместимостью уровней культуры и воспитания. Система морали и нравственные требования отвергающего любовь по своему содержанию противоречат в этом случае системе морали любящего. Такая нравственная дисгармония превращает любовь в глубокую трагедию.

Психологическая несовместимость также влечет за собой безразличие к чувствам другого человека. Это имеет значение в тех случаях, когда любовь возникает, скорее, на моральной и на эстетической основе. Одинаковые или слишком сходные недостаточно уравновешенные темпераменты отталкиваются, интимные отношения оказываются неосуществимыми.

Иногда помехой любви может быть большая разница в возрасте. При таком резком различии интимное чувство любящего, если он много старше и этот возрастной разрыв не компенсируется другими ценными качествами, с трудом вызывает ответные чувства младшего по возрасту.

Бывают случаи, когда любовь остается безответной, потому что ее скрывают как величайшую тайну. При всей их глубине чувства не имеют внешнего конкретного проявления. Тот, кого любят, может даже и не подозревать о чувствах любящего. Такая тайная любовь разрушительно действует на человека. Отсутствие интимного признания, диалога с идеализированным объектом чувств может привести к депрессии, так как, подобно всем другим сильным чувствам, любовь естественно нуждается в ответной реакции, в тех или иных формах внешнего проявления: признаниях, откровенности с наиболее близкими людьми, писании писем и т. п.

Чтобы добиться взаимности чувств, влюбленный прежде всего должен проявлять больше инициативы. Молчание и тоска не решают вопроса. Мужчина, не теряя своей мужской гордости, а женщина — очарования женственности, должны найти способ выразить свои чувства. Это требует от них глубокой эмоциональности, задушевности, искренности, внутренней теплоты, нежности и... чувства меры.

Велика при этом роль любовных писем. Овидий в «Науке любви» признает большое значение этих посланцев человеческого сердца. Он говорит, что влюбленный всегда должен уметь найти ласковые и нежные слова, чтобы выразить красоту своих чувств. Именно слово и прокладывает первую тайную дорожку к сердцу любимой женщины.

Человек, пишущий письма с признаниями в любви, учится поэтическому самовыражению, нежности, эстетическому самоуглублению. Он эстетизирует свои чувства. Писание любовных писем — это форма духовного возвышения человека. Без нее вряд ли можно говорить об истинной зрелости индивида.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!