любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Ощущения и любовь ⇒ Роль органов чувств

Роль органов чувств

Любовь — многостороннее, исключительно глубокое психическое и физиологическое переживание человека. Это внутреннее состояние индивида возникает под непосредственным воздействием внешних раздражителей, играющих роль стимуляторов.

Для того чтобы существовать как инстинкт и влечение, как мысль и чувство, как жажда и наслаждение человека, любовь нуждается в постоянном притоке информации, в богатстве впечатлений. Воздействия внешней среды по каналам ощущений достигают высших сфер сознания, обобщаются и сливаются в единое, волнующее представление об уникальных достоинствах и атрибутах избранного объекта любви.

Постоянно поступающая информация оказывает влияние (часто незаметное) на чувства человека, поддерживая и усиливая любовь либо противодействуя ей, создавая предпосылки для охлаждения и разочарования.

Каналами информации служат известные пять органов чувств: глаза, уши, язык, нос и кожа — соответственно существующим формам восприятия действительности: зрению, слуху, вкусу, обонянию, осязанию. Даже высшая область духовной жизни человека — мышление — связана своими корнями с постоянной, специализированной деятельностью органов чувств. История сознания представляет собой закономерный процесс совершенствования и развития системы обработки собранного органами чувств первичного, «сырого» материала, как и вообще вся жизнь человека протекает на основе контактов и взаимодействия с окружающей средой.

Еще Чарлз Дарвин отмечал большое значение специфической окраски, звуков и запахов, активизирующих половую привлекательность насекомых, птиц, млекопитающих. Биологическая эффективность этих характерных раздражителей полностью доказана. Специфические для каждого вида, передаваемые по наследству эрогенные окраска, звуки и запахи женских и мужских особей глубоко целесообразны. Они относятся к системе безусловнорефлекторных психофизиологических механизмов, которые содействуют реализации половых контактов и законов естественного отбора. Специфические раздражители весьма многообразны; назовем, например, особые звуки, нечто вроде жужжания у мужских особей мух и пения у цикад, сильный запах, активно выделяемый в брачный период самцами у антилоп и оленей, и т. п.

Безусловно, сравнивая аналогичные процессы из разных областей действительности, следует учитывать объективно существующее их качественное различие. Даже ограничиваясь рамками ощущений, нельзя полностью (водить отношения между полами у человека до уровня психофизиологических условных и безусловных рефлекторных механизмов животных. В ходе развития биологических и социальных основ этих отношений качественно изменилась вся система контактных раздражителей и сексуальных активаторов.

Прежде всего, следует отметить различие в степени влияния ощущений. Животные не обладают сознанием. Органы чувств играют у них более непосредственную роль. Взаимное физиологическое влечение носит инстинктивный характер и неизбежно действует лишь на уровне ощущений.

Органы чувств у человека в этой области выполняют двойную биопсихологическую функцию: они, во-первых, непосредственно воздействуют на половые возможности индивида, возбуждая и активизируя половое влечение, во-вторых, передают информацию в высшие сферы сознания, способствуя эстетическим, моральным и другим оценкам объекта любви, усиливая общий комплекс симпатии и влечения к нему. У человека отношения приобретают исключительную сложность, поскольку формируются под влиянием его общей культуры. Непосредственная, чисто животная функция органов чувств в возбуждении и осуществлении полового влечения между мужчиной и женщиной испытывает регулирующее воздействие сознания, его моральных, эстетических, мировоззренческих оценок, его суждений и категорий. Таким образом, культура обуздывает и контролирует в определенных рамках животную природу человека.

Существуют, однако, различия и другого порядка. Роль так называемых низших (с точки зрения богатства информации) ощущений — обоняния и осязания — у животных является особенно активной, стимулирующей контакты мужских и женских особей. У человека относительное значение этих объективно возбуждающих сексуальность контактов фактически третьестепенно. Вообще сила обоняния резко снижается на самой высокой ступени эволюции. У человека на переднем плане оказываются зрение и слух как более высокие формы непосредственного (с помощью первой сигнальной системы) восприятия многообразия материального мира.

Зрение и слух развиваются и обогащают социальную природу человека. Это единственные «каналы» системы органов чувств, которые осуществляют эстетическое восприятие действительности. Все другие ощущения, хотя и являются весьма существенными для ориентировки сознания, не имеют подобной функции.

Запахи могут быть приятными или неприятными, опьяняюще легкими или удушливо тяжелыми. Но они никогда не могут быть эстетическими или неэстетическими, как и вкусовые и кожные ощущения. Сладкое не может быть прекрасным, а горькое — трагическим.

Зрительные и слуховые ощущения человека приобретают совершенно иную, более высокую характеристику. Цвета и звуки могут быть красивыми, вводить человека в сферу искусства и доставлять эстетическое наслаждение.

Мысль возникает и развивается исторически более всего на зрительной и звукосигнальной основе. Зрительная и слуховая информация доминирует в многосторонней психологической жизни человека. Ее всевозрастающее влияние является продуктом цивилизации. В отношениях между двумя человеческими полюсами — мужчиной и женщиной — запахи и вкусовые стимуляторы все больше уступают место зрительным и слуховым возбудителям. Это обусловлено специфической функцией разных ощущений. В то время как запах во всех случаях дает весьма ограниченную информацию о природе окружающих вещей, зрение имеет более широкие познавательные возможности. Оно направляет сознание на самые существенные качества и характеристики действительности. Его познавательные возможности доказаны развитием истории.

Но зрение не заменяет другие органы чувств. Являясь плодом цивилизации, все органы чувств продолжают функционировать у человека, хотя и в других соотношениях. Они формируют впечатления, питают силу чувств, способствуют нормальному функционированию тела и настроенности психики, жизненной полноте любви. Интимное влечение мужчины и женщины не только возбуждает трепет фантазии и полет мечты, но и вызывает жажду полноты ощущений.

Прежде чем стать фантазией, мыслью, чувством, оценкой, идеализацией, глубоким, страстным эстетическим влечением, любовь выступает как жажда ощущений и наслаждение чувств. Вестники настоящей любви — мысль и чувство, фантазия и ощущения. Любовь требует полноты ощущений.

Но как конкретно воздействуют различные качественно дифференцированные ощущения на чувство любви? Задача психологии — дать ответ на этот вопрос.



любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!