любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Безумие и разум ⇒ Эмоциональность

Эмоциональность


Интимная близость в любви придает психике человека приятную возбужденность, усиливает процессы обновления в его сознании. Это обусловлено главным образом эмоциональным накалом переживаний, горением чувств. Особая наэлектризованность исключительно мягкой и полной отраженного света атмосферы взаимоотношений создает климат общения влюбленных в чарующем полуреальном, полусозданном воображением мире любви.

Эмоции человека суть переживания его отношения к окружающей действительности (к людям, явлениям) и к самому себе. Они выполняют «функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности». Эмоции создают противоположные (полярные) переживания человека: удовольствие — неудовольствие, радость — мучение, восхищение — отвращение, страх — уверенность и т. п. Они могут быть, кроме того, низшими, связанными с реализацией инстинктов, с функционированием организма, с ощущениями, и высшими, связанными с интеллектуальной, эстетической и моральной деятельностью сознания в данной ситуации.

Психологи рассматривают эмоции как сложную гамму переживаний человека. В зависимости от степени их активности (внутренней силы), продолжительности и определенности различаются: настроения — сравнительно длительные, окрашивающие сознание не очень глубокие эмоциональные состояния, которые придают психической жизни определенную атмосферу; аффекты — краткие сильные, потрясающие эмоции; страсти — глубокие устойчивые эмоции, тесно связанные с волевой сферой человека; стрессы — сверхнапряженные эмоции, которые возникают спонтанно в критических ситуациях при физических и психических перегрузках.

Многие исследователи отождествляют эмоции и чувства. Но в литературе часто делается различие между этими двумя понятиями. Некоторые психологи выделяют чувства как особый подкласс эмоций, имеющих «отчетливо выраженный предметный характер» и связанных с представлением или идеей о конкретном или обобщенном, отвлеченном (чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. п.) объекте.

Почему эмоциональная жизнь построена на взаимосвязанных противоположных переживаниях? Почему в самых глубинных основаниях психики лежат удовольствие и неудовольствие, наслаждение и антинаслаждение, приятное и неприятное? Почему один человек в определенной жизненной ситуации испытывает одни чувства (эмоции), а другой человек в такой же ситуации — другие чувства?

Ответ на эти вопросы — нелегкая теоретическая задача. Ее решение ведет научную мысль как к лабиринтам биологической целесообразности, так и к законам социального развития, истории культуры.

П. К. Анохин пишет, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство для обеспечения наиболее быстрого и успешного восстановления нарушенной константы организма, то есть для удовлетворения его потребностей. В связи с этим объяснима и их противоположность. Эмоции — регулирующее звено в биологически развитой системе. Они позволяют надежно оценить возникающую потребность и ее удовлетворение. Подчиненные головному мозгу эмоции не протекают в локальной форме. Они охватывают весь организм как особую целостную систему всех его разнообразных функций.

Когда возникает состояние определенной потребности (голод, жажда, половой инстинкт и т. п.), организм с развитой нервной системой испытывает известное напряжение, ощущаемое как недовольство. Он начинает искать объект, который в состоянии удовлетворить существующую потребность. А это требует эмоциональной реакции и адаптации. В процессе распознавания искомого объекта в данной среде и удовлетворения потребности неизбежно снимается напряженность. Организм испытывает состояние удовольствия, радости и т. п., которое достигает насыщения. Нарушенное равновесие системы восстанавливается. Организм снова оказывается в состоянии так называемого гомеостаза, внутренней константности.

Следовательно, все эмоции являются поведенческим механизмом развитой биологической системы. Они играют сигнализирующую, ориентирующую, избирательную, стимулирующую и задерживающую биологическую роль при узнавании действительности, уклонении от опасностей, нахождении и приеме пищи, утолении жажды, совершении полового акта и т. п.

Согласно мнению советского психолога П. В. Симонова, эмоции представляют собой особый «компенсаторный механизм», восполняющий недостаток информации у человека при удовлетворении его потребностей в пище, питье, обороне, половой связи и т. п. Эта оригинальная гипотеза отнюдь не бесспорна. П. В. Симонов подчеркивает, что для полностью информированной системы эмоции являются в принципе излишними. Они возникают в тех случаях, когда человеку не хватает знаний, и он не может реализовать поставленную цель. Если у нас мало логических доводов, «мы прибегаем к эмоциональным средствам воздействия». Такая функциональная связь имеет, однако, и оборотную сторону. Когда наши знания о чем-нибудь возрастают, ослабевает «степень эмоциональной мобилизации» человека.

Гипотеза Симонова не может удовлетворительно объяснить ряд явлений психики. Эмоции возникают в нашем сознании именно тогда, когда мы узнаем что-то важное о нашей жизни, о той или иной ее потребности. Познавая мир, мы чувствуем. В противном случае наименее информированные люди должны были бы обладать наиболее сильными эмоциями. Развитие культуры не ведет к ослаблению чувств, иссушению темперамента. Напротив, цивилизованные люди становятся эмоционально более утонченными.

Без восприятия, то есть познания, данного субъекта человек не может испытывать к нему какие-либо чувства. Отсутствие информации означает и отсутствие эмоций. Человек тем больше влюбляется в другого, чем более полно он его воспринимает и узнает. Бесспорно, загадочность обычно усиливает чувства. Но эмоциональность человека возбуждается на основании полученной информации. Представления об идеале, найденные в чертах опознаваемого (воспринимаемого органами чувств) образа, усиливают чувства.

Эмоции, существующие в данный момент в результате специфической жизнедеятельности, не исчезают бесследно. Они, как и другие переживания индивида, переходят в память и актуализируются тем или иным способом при наступлении соответствующей, то есть аналогичной, ситуации. Сформировавшийся в онтогенезе самостоятельный опыт облегчает последующий процесс целесообразных ориентации для удовлетворения жизненных потребностей организма. Эмоции оставляют в нервной системе такие следы, которые могут оказывать влияние на гены. Таким образом, происходит обогащение наследственного фонда в части целесообразного поведения животных в окружающей среде.

Разумеется, эмоции человека и животного неодинаковы. Социальная жизнь создала богатую надстройку из самых высших духовных состояний. В то время как у животных эмоциональные реакции регулирует механизм удовлетворения биологических потребностей (голод, жажда, половой инстинкт, самосохранение и т. п.), у человека ориентация гораздо более сложна и пластична. В процессе социального развития возникают и новые, соответствующие уровню культуры высшие потребности индивида. По своим качествам они могут быть: познавательными — стремление к знаниям, к решению сложных научных задач; эстетическими — жажда созерцания красоты, потребность в искусстве на том или ином уровне; моральными — стремление к нравственности и т. д. Удовлетворение этих потребностей в социальной жизни требует определенной эмоциональной возбужденности и направленности индивидуального сознания.

В связи с этим А. А.Ухтомский создал теорию о наличии доминантного центра психики человека в данной ситуации. Эта теория позволяет понять акцентирование внимания воспринимающего субъекта на различных актуальных объектах действительности. Согласно Ухтомскому, «доминантный центр» путем определенной психической настроенности фокусирует сознание человека. Такой центр раздражения как наиболее активный в данный момент поддерживает свое возбуждение с помощью побочных импульсов и своевременно задерживает другие рефлексы.

Как специфическая реакция сознания, эмоции выражают предпочтение человека по отношению к явлениям и вещам окружающей среды. Они укрепляют «доминантный центр» психики и отстраняют или ослабляют случайные и побочные воздействия. Так, например, чувство радости и наслаждения в присутствии близкого человека заставляет видеть в нем только приятные черты. Это чувство одновременно рассеивает и подавляет раздражения, противодействующие установившейся психической доминанте.

Чувства играют роль побудительных факторов для деятельности или для особого задерживающего механизма в коре головного мозга. Таким образом, согласно Л. С. Выготскому, их можно причислить к так называемой «мотивации» поведения человека. Точнее, если сравнить саму мысль с «нависшим облаком, которое проливается дождем слов», то чувство играет роль «ветра, приводящего в движение облако».

Физиологическая основа указанного механизма «поощрений», «поддержек», «предостережений» индивида, регулирующих его нормальную жизнедеятельность, еще не полностью раскрыта.

Эта функция эмоций и чувств осуществляется на разных уровнях. Она может быть встроена в регулирующую систему для удовлетворения «низших», имеющих физиологический характер, или «высших», социальных, духовных потребностей. На основании этой объективной дифференциации Г. X. Шингаров разграничивает эмоции и чувства. Первые относятся к удовлетворению физиологических потребностей человека (потребность движения, голод, жажда, половой инстинкт и т. п.), а вторые — к удовлетворению его социальных и духовных потребностей, связанных с моралью, трудовыми, эстетическими и другими отношениями.

Но удовлетворение всех «низших» и «высших» потребностей человека осуществляется единой системой регулирования его поведения. При этом «высшая» сфера системы в определенных параметрах соподчиняет «низшую».

Эмоции и чувства в любви очень разнообразны. Их также можно рассматривать в комплексе как «низшие» и «высшие», потому что они одновременно выражают половое влечение и всю гамму полных одухотворенности переживаний морально-эстетического плана.

Однако эта волнующая многосторонность любовных чувств, «низших» и «высших» эмоций не имеет дисперсной формы. Она существует как неделимая, внутренне глубоко взаимосвязанная целостность переживаний индивида. При этом «низшие», или врожденные, эмоции фактически «всасываются», абсорбируются «высшими» чувствами. Так образуется особая психическая «амальгама», в которой всегда доминирует интимная возвышенность переживаний, культуры и артистичности.

Любовные чувства (эмоции) по своей силе и качественным характеристикам индивидуально дифференцированы. Они отражают живописную гамму ярких тонов и самых нежных оттенков. Доминирование какой-либо из эмоций в целостном переживании зависит от сложившейся конкретной ситуации в развитии любви и отчасти от темперамента и воспитания.

В зависимости от ситуации (благоприятной или неблагоприятной), конкретной стадии отношений (в их начале или в ходе их развития) и данного типа нервной системы (индивидуальности темперамента) существует множество различных комбинаций по силе и качественной дифференцированности любовных чувств субъекта. Однако во всех случаях доминантой эмоций, сопутствующих реализации влечения, является удовольствие, наслаждение тела и духа. По своей специфике и внутренней определенности как переживания это чувство обладает очень многими оттенками и даже некоторыми модификациями.

На это богатство нюансов эмоциональной доминанты обращали внимание еще в древности. Эпикур называл удовольствие «началом и концом счастливой жизни». Чтобы быть счастливым, человек должен, согласно Эпикуру, выбирать не удовольствие, доставляемое наслаждением роскошными яствами, удовлетворением чувственных желаний, а удовольствие умеренности, благоразумия, трезвой рассудительности. «...Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо...».




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!