Косметика, мода и любовь
Истинное свое воплощение мода, как ошеломляющий контраст между новым и старым, как стремление к преодолению стереотипа внешности путем создания нового стереотипа, как постоянное изменение вкусов, находит в современную, исключительно динамичную эпоху, открывшую самый широкий социальный простор и создавшую благоприятные условия для ее проявления.
Форма и характер одежды и украшений в далеком прошлом менялись очень медленно. Одежда египтянок, китаянок, индианок как эстетический стандарт на протяжении веков не претерпевала существенных изменений. С расцветом ремесел заметно развивается динамика вкусов. Начиная с эпохи французской революции, «ритм изменения» в одежде ускоряется. Сегодня динамика вкусов начинает догонять космические скорости эпохи Но изменения линий, форм и красок не являются произвольными, строго индивидуальными. Им свойствен один основной признак — стандартизация. Мода унифицирует и шаблонизирует вкусы людей. Ее постоянной тенденцией является типизация обуви, причесок, одежды и др. Это развитие отвечает определенным аспектам современной массовой культуры. В эпоху средневековья на праздничных турнирах каждый феодал являлся в своем, сделанном по его личному вкусу и меркам, оригинальном одеянии. Однако в настоящее время постоянно действует «мельница» моды. Стандарты моды становятся общеобязательными.
Мода всегда психически заразительна как форма внушения, почти полностью исключающая критический момент. В ней господствует не индивидуальный, а надиндивидуальный вкус. Он заставляет человека добровольно и с удовольствием ей подчиняться. Индивидуальность может привнести в стандарт лишь незначительные вариации.
Присущая моде подражательность имеет определенный социальный и личностный внутренний смысл. В различных социальных пластах мода распространяется сверху вниз. Человек, безоговорочно воспринимающий ее, охотно платит дань убеждению, что подражает определенной элите, достаточно авторитетным людям. Именно поэтому он считает, что следование моде в одежде и украшениях поможет ему достичь большей утонченности и более высокого уровня культурного развития. В то же время, следуя моде, человек отделяет себя от представителей уже надоевшей традиционной моды. Хотя бы в своих собственных глазах он возвышается над определенной социальной средой.
В условиях социального неравенства упомянутая двойственность отношений связана и с объективным материальным положением людей. Мода, особенно современная динамичная мода, непрерывно бракующая свой реквизит в зависимости от сезона, даже от времени суток, требует немалых расходов. Человек, стремящийся всегда соответствовать ее изобретательности и разнообразию, должен располагать необходимыми средствами.
Но при отсутствии социального равенства материальные возможности большинства населения крайне ограничены. Это способствует проявлению «аристократизма» людей с более высоким достатком. Несомненно, материальные возможности помогают их стремлению выделиться из некоей «низшей» социальной среды и вместе с тем подражать законодателям моды.
Человек одновременно смотрит на себя как бы и сверху вниз, и снизу вверх. Принимая во внимание последовательное развитие этих отношений, можно условно выделить несколько этапов, составляющих историю любой «модной волны»: 1) появление отдельных «пионеров», незначительного числа «провозвестников» этой надвигающейся волны; 2) постепенное распространение новой моды при количественном преобладании сторонников старой моды; 3) преобладающее или полное изменение вкусов большинства мужчин и женщин данного круга.
Новизна любой моды зависит от быстроты процесса ее распространения. Но этот период не охватывает весь процесс с начала до конца. Став всеобщим достоянием, по иронии судьбы мода лишается своего очарования и увядает. Ибо при «полной победе» моды стирается контраст между новым и старым, между различными формами, линиями, красками внешности. Новое становится избитым, банальным, широко распространенным и уже не производит особого впечатления.