любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Одухотвотение плоти ⇒ Любят ли животные?

Любят ли животные?


Исследователи, признающие существование любви у животных, по-разному интерпретируют факты, в различной степени упрощают половые отношения человека. В обобщенном виде их взгляды можно свести к двум разновидностям единой концепции.

1. Понимание любви как чисто половой инстинктивной связи, обесценивающее высшие эмоциональные и психические, эстетические и моральные компоненты любви пли пренебрегающее ими.

2. Акцентирование положения о том, что высшие компоненты любви изначально присущи не только человеку, но и всем дифференцированным в половом отношении животным, по крайней мере млекопитающим.

Первая теория биологизирует интимную эстетическую и моральную природу человека. Она лишает богатое содержание любви ее высших, абсолютных компонентов, приводит исследуемую категорию к самоотрицанию. Вторая концепция, будучи также вульгаризаторской, все же не отрицает социальных качеств человека. Она подчеркивает целостность биологического и психического содержания любви, ее телесных (низших) и духовных (высших) компонентов, но при этом возвышает половые отношения животных до человеческого уровня. Таким образом, она, хотя и другим путем, фактически также принижает имманентное содержание любви.

Любовь — это не только инстинкт продолжения рода, половое влечение, но и система, объединяющая различные компоненты, форма социального общения мужчины и женщины, целостное биологическое, психическое, эстетическое и моральное переживание. Чувство любви во всей сложности и полноте свойственно лишь человеку.

Для рассмотрения этой проблемы необходимо охарактеризовать внутренне присущие человеку качества, раскрыть сущность его природного и социального бытия в связи с различными компонентами общественной системы. Ибо сущность человека, как указывает Маркс, есть совокупность всех общественных отношений». Но каждая часть данной системы органически связана с другими ее компонентами. Человеческая любовь не может не отражать глубин человеческой сущности, не может игнорировать общественные отношения, то есть не может быть лишь чисто биологической, инстинктивной, сексуальной связью. Ее содержание богато и неисчерпаемо, это феерия импульсивности и сознания, волшебное слияние полового влечения и духовной жажды.

Исследование любви неминуемо должно продвигаться от биологической ее основы к социальной, сочетать данные естествознания с законами общественной сущности человека. Только таким может быть научный подход к постижению ее волнующей, веками скрытой в тумане поэтических миражей тайны.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!