любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Мужчина и женщина ⇒ Проклятие, тяготеющее над вечной Евой

Проклятие, тяготеющее над вечной Евой


Но Вейнингер, по существу, изменяет этой своей кардинальной теоретической установке. Он не признает, что в ходе истории женщина может стать «всем» или отчасти чем-то значительным, хотя бы под воздействием мужской субстанциальной формы. Чисто метафизически, формально аксиоматически Вейнингер создает теорию о мнимых антитезах полов. Женский пол обесценивается, а мужской возвеличивается. Таким образом, философия «формы» и «материи» незаметно трансформируется в апокалипсическую теорию, в зловещие лженаучные формулы мрачного антифеминистского проклятия.

Согласно Вейнингеру, мужчина является духовным существом, а женщина — исключительно телесным, у мужчины эрогенные зоны незначительны по числу и строго локализованы, а женщина — это «сама сексуальность». Мужчина прежде всего создает чистоту духовных сфер бытия, а женщина «непрерывно интересуется только сферой половой жизни».

У женщин, пишет Вейнингер, «свойств нет»; «единственным свойством является у нее эта бессвойственность». Может быть, поэтому она кажется такой недоступной и загадочной. Абсолютная женщина — «пустой сосуд», большое «ничто», иллюзия. «Отношения мужчины к женщине уподобляются отношениям субъекта к объекту. Она —вещь мужчины или вещь ребенка». Этому наивному зоологическому полу чуждо понятие человеческой свободы.

Все ощущения мужчины тоньше и более дифференцированны. Единственное исключение—осязание. Женщине «не хватает фантазии», воображения, достаточного вкуса к различным искусствам: музыке, поэзии, живописи, архитектуре. Мужчина обычно «стремится проникнуть в суть вещей» и не вникает в подробности, а женское мышление постоянно пробирается «между вещами», не изучая и не понимая их. Вообще женщина совсем не испытывает стремления к объективной истине». Она постоянно занята мелочами, ибо по своей природе несерьезна. «Женщина может говорить, но не может рассуждать»; «женщина всегда лжет, даже тогда, когда объективно говорит правду».

Но и это не все. У женщины, по мнению Вейнингера, отсутствуют принципы. Обычно она легковерна, и фактически «у нее нет логики». Женственность исключает гениальность. Что же касается открытий, сделанных женщинами, Вейнингер характеризует их «как присвоение чужих мыслей».

Переходя к характеристике женщины в моральном плаке, Вейнингер пользуется самыми мрачными красками своей палитры. «Женщина аморальна», лишена сострадания, чувства личного достоинства, крайне бесстыдна, цинична, любопытна.

По Вейнингеру, реально существует лишь два типа естественного воплощения женщины. Так как «женщина хочет полового акта, а не любви», то есть «хочет быть унижена, а не возвышена», она смотрит на совокупление, во-первых, как мать («средство получить ребенка»), во-вторых, как проститутка («средство наслаждения»).

Каковы же окончательные выводы антифеминистской философии Вейнингера? Мужчина—«подобие бога», женщина низведена до уровня животного. «Как бы низко ни стоял определенный мужчина, — говорит Вейнингер,— он все же неизмеримо выше самой возвышенной женщины. Так выше, что даже и речи не может быть о сравнении».

Начав с интересных предположений о комбинации элементарных качеств идеального мужчины («М») и идеальной женщины («Ж»), с попытки объяснения выбора объекта любви и т. д., Вейнингер в дальнейшем изменяет твердой позиции объективного ученого. По мере утраты внутреннего равновесия он приходит ко все более мистическим, леденящим сознание представлениям о зловещих перспективах развития человечества. Он пытается теоретически обосновать самоубийство человеческого рода, будущую гибель цивилизации.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!