любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ От классицизма до реализма

От классицизма до реализма


Э. Золя создает еще более беспощадные и обличительные произведения, раскрывая моральное загнивание человеческой души в условиях жестокой эксплуатации и конкуренции. Но наряду с этим Золя стремится показать и чистоту волнующей любви, наполнившей ярким светом жизнь старого доктора Паскаля и юной Клотильды (роман «Доктор Паскаль»).

В романе Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах» отражена жизнь нескольких поколений семьи Форсайтов, представителей капиталистических деловых кругов Англии. В этой атмосфере буржуазной расчетливости, духа коммерции, жажды наживы трогательно прекрасен образ Ирен, гордой, благородной женщины, ставящей свою любовь выше всех земных ценностей.

Норвежский писатель Генрик Ибсен трактует тему любви в духе индивидуализма. Он разоблачает лицемерие и фальшь буржуазной семьи, традиционных брачных уз. В романтической «Комедии любви» Ибсен провозглашает святость любви, этого свободного союза двух сердец, основанного на разуме. В «Кукольном доме» писатель создает образ женщины, протестующей против социального неравноправия в семейных отношениях. И наконец, Сольвейг («Пер Гюнт»)—«чистейшая из женщин», образ, словно сотворенный из солнечного света. Сольвейг, столь естественная и столь утонченная в своей естественности, сумевшая превратить в прекрасное таинство горечь ожидания.

Велика роль любви и в произведениях Джека Лондона. Полный неукротимой жизненной энергии, закаленный постоянными странствиями, этот американский писатель с высоким художественным мастерством воплотил в своих героях типичные черты мужественности и женственности.

Герои Джека Лондона — упорные, волевые, сильные мужчины и очаровательные, грациозные темпераментные женщины. Любовь Руфи и Мартина («Мартин Иден») чистая, горячая, наивная, почти детская, ее жаркое пламя способно растопить даже каменные сердца. Любовь соединяет неистового социалиста Эрнеста Эвер-гарда и хрупкую девушку Эвис Каннингхем («Железная пята»). Их отношения исполнены красоты, трогательной нежности, деликатности и порывистой силы.

Художественное воплощение у Джека Лондона любви, соединяющей сильного мужчину и хрупкую женщину, покоряющая искренность и доверие, самоотдача и бесстрашие, взаимная нежность и доброта их отношений продолжает литературные традиции Ф. Купера и М. Рида, воспевавших суровую естественность и беспокойный дух первопроходцев Америки.

Вечные моральные проблемы любви между мужчиной и женщиной находят гениальную художественную интерпретацию в творчестве Л. Н. Толстого. Толстой видит в любви триумф добра, красоты, совершенства жизни, отрицание смерти. Сама любовь — это жизнь, знание, красота и высшее благо человека.

Герои романа «Война и мир» Наташа Ростова и Андрей Болконский чувствуют, как это возвышенное переживание, это опьяняющее волнение, эта чудесная мистерия духа преображает их жизнь. «Все, что я понимаю, — говорит князь Болконский, — я понимаю только потому, что люблю». Тяжело раненный, перед смертью, он шепчет с блаженством и болью: «Никто, как вы, не дает мне той мягкой тишины... того света».

Роман Толстого «Анна Каренина» — потрясающая, глубокая трагедия любви. Толстой выступает здесь во всей своей противоречивости. Как мыслитель «во Христе», провозгласивший своей философией новозаветные догмы, он осуждает греховную любовь Анны Карениной. Но как выразитель глубоко жизненной мудрости народа, его мироощущения, он сочувствует «грешнице» и оправдывает недозволенную любовь, с гениальной достоверностью описывая очарование ее естественности и глубокой моральной красоты. Ценность бытия человека в конечном счете возвышается над религиозными догмами.

Особой мягкости, изящества исполнена любовь между мужчиной и женщиной у А. П. Чехова. Герои Чехова, мечтательные, ищущие смысл жизни люди, любят восторженно и нежно. Такова любовь Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны в рассказе «Дама с собачкой». Им кажется, что «сама судьба предназначила их друг для друга», и они не могут понять, «для чего он женат, а она замужем». Трагична любовь Нины Заречной и Константина Треплева в «Чайке»; полна обреченности любовь Маши и Вершинина в «Трех сестрах». Их отношения характеризует благородная сдержанность и высокая красота.

Существенный вклад в новейшую художественную эстетизацию любви внесли также А. Франс, И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Гамсун, Г. Гауптман, Т. Манн, Рабиндранат Тагор, Ст. Цвейг, А. Моруа и др.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!