любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Облик идеала

Облик идеала


Гениальные люди обычно представляют собой значительное отклонение от средней нормы определенных качеств. В них есть что-то чрезмерное, нетипичное, анормальное — в некоторых аспектах положительное, в других — отрицательное. Природа не терпит отклонений (не в плане больших умственных задатков, но «недочетов» по другим линиям, с которыми они обычно связаны). Поэтому гений часто находит интимного партнера, посредственного в интеллектуальном отношении, но обладающего, видимо, другими важными для жизни качествами. Таким образом природа восстанавливает равновесие, преодолевает (компенсирует) «недочет». Но вместе с тем она в большинстве случаев и губит колоссальную одаренность, благотворную комбинацию хромосом. Обычно дети гениев — это «нормальные», средние, иногда умственно очень ограниченные люди.

Видимо, талантливые личности обычно создают лучшее потомство. В отличие от гениальных людей они не наделены какой-то чрезмерной сверходаренностью. Истории известны талантливые, одаренные семьи, передающие свои качества из поколения в поколение.

Мнения различных женщин о внешности данного мужчины, как и различных мужчин о фигуре данной женщины, часто в корне противоположны. То, что нравится одним, может отталкивать других, и наоборот. Гегель говорит, что «для каждого его любимая является Афродитой». И такой эстетический (и сексуальный) субъективизм человека, по его мнению, оказывается «бесконечным произволом необходимости». Индивидуальные вкусы как мужчин, так и женщин выглядят слишком дифференцированными. Это мешает обнаружить какую-то закономерность.

Однако представление об эстетическом критерии неопределенно и в другом отношении. Оно объективно выражает предпочтения той или иной социальной группы. Древние греки изображают идеальную женщину полной жизненных сил, с округлыми формами. Мрамор греческих скульптур кажется теплым словно золотисто-смуглая кожа. Художники позднего средневековья и раннего Возрождения представляют идеальную женщину высокой, стройной, изящной, как белая лилия.

Позднее в противоположность этим утонченным образам Джотто и Филиппо Липпи, Доменико Венециано и Боттичелли фламандец Рубенс рисует на своих полотнах другой тип красивой, полной жизни женщины. Она привлекает внимание пышным розовым телом, цветущими, вызывающе округлыми формами.

Обычно аристократической считается изысканная, полувоздушная» женская красота. Эта особенность эстетического критерия обусловлена характером социального бытия данного класса. Люди из низов идеализируют сильную, физически крепкую, румяную женщину, способную выполнять тяжелую работу и противостоять превратностям суровой жизни. На эту классовую обусловленность индивидуальных ценностей указывает Чернышевский в своем труде «Эстетические отношения искусства к действительности» .

И все же вопреки несомненной дифференцированности критериев в понимании идеальных качеств мужчины и женщины существует и что-то абсолютное, неподвластное времени и взглядам отдельных социальных групп. Элементы подчеркнутой жизненности и гармоничности тела всегда производят приятное впечатление. Это субъективная оценка объективных гомеостатических измерений индивида.

Чернышевский несколько абсолютизирует существующие классовые различия в определении «достоинств» идеальной фигуры. Он считает, что в то время, как крестьянину нравится румяная, плотная, цветущая девушка, аристократ предпочитает хрупкую женщину «с маленькими ручками и ножками», даже «с маленькими ушками». Правда, он признает, что «здоровье никогда не кет потерять своей цены в глазах человека», но сразу же добавляет, что «для светских» людей «бледность», «болезненность, слабость, вялость, томность также имеют...„достоинство красоты».




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!