любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Критерии выбора

Критерии выбора


Реальное значение идеологического фактора в сфере любовных отношений усиливается в обстановке острых классовых столкновений.

Революционная борьба создает условия для единомыслия прогрессивных слоев, для общей идеологической направленности. В этих условиях интенсивность чувств возрастает под влиянием общего движения по пути к идеалу. Вспомним любовь и дружбу А. Желябова и С. Перовской, К. Маркса и Женни Маркс, Д. Благоева и В. Живковой, В. И. Ленина и Н. К. Крупской, Г. Димитрова и Л. Ивошевич и т. д.

Определенное значение, бесспорно, имеет здесь и система моральных ценностей. Эта нормативная система регулирует поведение человека. Ее неписаные правила обусловливают его взаимоотношения с другими людьми. Они диктуют человеку представления о нравственном и безнравственном в конкретно существующих исторических условиях.

Любовь требует, чтобы у мужчины и женщины была одинаковая или сходная система моральных ценностей. Эта глубокая внутренняя гармония нормативной предрасположенности и поведения является условием их взаимной адаптации. Когда один из них оценивает какие-либо поступки как нравственные, а другой — как несовместимые с моралью, очень быстро наступает диссонанс в отношениях. И сама любовь становится невозможной. Один из героев Бернарда Шоу иронически замечает: «У этой молодой женщины нет совести, но моей достаточно для двоих». Однако реально подобная компенсация моральных качеств невозможна. В любви совесть требует совести, нравственность — нравственности, прямота — прямоты.

Следует отметить роль и значение эстетической системы ценностей человека. Это вопрос воспитания, художественной культуры, восприятия мира по законам красоты. В конечном итоге она выражает определенные аспекты поведения человека в конкретной исторической ситуации.

Говоря об эстетической системе ценностей, мы отнюдь не имеем в виду индивидуальное предпочтение различных по специфике видов и жанров искусства. Одному может больше нравиться музыка, другой испытывает наивысшее наслаждение от живописи или скульптуры, а у третьего ярко выражено влечение к поэзии и т. д. Это вопрос того или иного предрасположения данного индивида. Эстетическая система ценностей концентрирует и обобщает основные критерии красивого и некрасивого, изящного и безобразного в различных жанрах и видах искусства и в действительности. Таким образом, она создает определенную направленность сознания, соответствующую психическую доминанту.

Одинаковые, близкие по уровню духовной культуры эстетические вкусы укрепляют любовь. Более благоприятной для нее является атмосфера совместного, гармонического наслаждения красотой. Одинаковое или сходное эстетическое восприятие явлений служит условием высшей эмоциональной формы общения, глубоко интимной любовной связи. Оно составляет определенный аспект поведения, общей ценностной ориентации.

Известную роль при выборе объекта любви, несомненно, играет также и уровень интеллекта и одаренности человека. У этого критерия две стороны. Одна выражает только возможность, то есть наследственные задатки человека, другая — ее осуществление, зависящее от тех или иных социальных факторов, то есть качества, приобретенные в определенной социальной среде путем воспитания, развития способностей.

Духовное богатство, сила интеллекта свидетельствуют о превосходстве человека над животными. Эти качества входят в систему стимулирующих факторов любви, эмоциональной связи. Женщина особенно высоко ценит интеллект мужчины. Героиня романа Флобера Эмма Бовари тяготится интеллектуальной ограниченностью своего супруга Шарля, его плоскими, неоригинальными мыслями, она испытывает скуку в его присутствии. Эмма Бовари инстинктивно следует максимальному требованию женщины в любви: «Разве мужчина не должен знать все?»




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!