Эмоциональность
Тысячи лет назад стало жизненно необходимым прикрывать так называемые «срамные» части тела — половые органы и ряд других эрогенных зон. Это было регламентировано нравственностью под эгидой религии, мифологии. В связи с этим неизбежно появляется стыдливость.
Дискриминация наготы у некоторых народов исключительно строга. В Южной Индии с незапамятных времен существует традиция, согласно которой женщины всегда должны прикрывать даже рот. Очень суровы запреты такого рода для мусульманок. Женщины-мусульманки должны при посторонних мужчинах прикрывать специальным покрывалом руки до кистей, а также лицо, кроме глаз, бровей и лба.
Стыдливость представляет собой не только рефлекс человеческого сознания, не только форму обуздания полового влечения. Она выполняет и другую исключительно важную функцию. Стыдливость ограничивает непосредственное воздействие чувственного начала. Она окутывает его покровом таинственности и, таким образом, дает толчок воображению, идеализации. Иначе говоря, стыдливость вызывает к жизни духовные компоненты половых отношений, тем самым притупляя чисто физиологическое воздействие.
Реализация любви требует определенной гармонии телесных и духовных взаимоотношений партнеров. Стыдливость женщины (которая выступает главным объектом «соблазнения») стимулирует эмоционально возвышенное, социальное развитие половых отношений, расцвет любви на основе гармонического сочетания физических и духовных компонентов в общении любящих.
Любовь связана с чувством ревности, проявляющейся весьма разнообразно. Это чувство вызывает противоположные толкования в научной литературе. Что же такое в действительности ревность: сильнейший медленно действующий яд или испытанная тысячелетиями мера любви?
Этот вопрос решается столько лет, сколько существует человеческая цивилизация. Он и сейчас волнует мужчин и женщин, испытывающих наслаждение и боль любовных чувств. Половая ревность давно знакома людям. Ее мучительные порывы описаны в поэзии и прозе, в научной и популярной литературе.
Не все исследователи (сексологи, психологи и др.) единодушны в понимании места и значения ревности. По мнению одних, это чувство — составная часть половой любви, интимной дружбы. Оно свидетельствует о силе духовного влечения. Другие авторы рассматривают ревность как эмоцию, не присущую любви, как тень в отношениях двоих людей, как одну из причин гибельного и трагического развития их отношений.
Гоббс рассматривает и обстоятельно комментирует весь комплекс противоречий интимной жизни людей. Когда существует боязнь, пишет он, что «любовь не взаимна», это «называется ревностью». Фактически эта эмоция постоянно стоит на страже и как бы санкционирует половое влечение.
Спиноза подчеркивает две стороны ревности: ненависть к объекту любви и зависть к человеку, который угрожает интимному обладанию объектом любви. Все это создает особую раздвоенность эмоций, омрачает прелесть любви. Постоянные терзания отравляют самые сладостные переживания человека.