любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Безумие и разум ⇒ Эмоциональность

Эмоциональность


В противоположность ревнивости с ее отрицательными последствиями ревность как естественная и нормальная эмоция обычно затрагивает тончайшие струны человеческой психики.

Естественная половая ревность играет активизирующую роль в общем комплексе любовных чувств. «Ничто так не привязывает, как ревность»,— пишет Андре Моруа. Одна из героинь «Трагикомедии брака» Стриндберга советует зятю, как проверить, любит ли его жена, и как пробудить ее любовь. «Есть одно старое испытанное средство: возбудить у нее ревность. Это радикальнейший метод: если любовь еще не угасла, она всегда в таких случаях выходит наружу».

Викториан в «Испанском студенте» Лонгфелло говорит: «Ко всем глазам на свете я ревную, пусть все они ослепнут!»

Чувство ревности в его утонченных культурных проявлениях представляет собой чистую приглушенную боль, стремление к полному взаимному слиянию, неосуществимость которого вносит легкое дуновение печали в счастье любви. Это глубокая потенциальная тревожность сознания делает более ценными переживания интимной дружбы.

Ревность, оставаясь на высоконравственных позициях, не ведет к подозрительности, оскорблениям, подглядыванию, взаимной ненависти, не создает обстановку жестокого самоистязания, недоверия к объекту своих чувств и волнений. Она означает боль и сожаление об упущенных минутах общения, потенциальную тоску от сознания возможной потери любимого человека, жажду бесконечной полноты интимных отношений. Подобная ревность представляет собой компонент любви.

Чувство любви как результат эволюции и социального развития не является только антиподом боли, отсутствия страданий, как подчеркивали приверженцы гедонизма. В жизни человека удовольствие имеет социальные компоненты, которые играют ценностную, поведенчески действенную роль. Оно представляет собой не только чувственное наслаждение, но и источник целостных эстетических, нравственных, психофизиологических наслаждений.

Любовные удовольствия, как и все человеческие удовольствия, требуют определенного стимулятора — антипода приятного чувства. Они никогда не могут длительно существовать «без облаков» (хотя бы и легких, прозрачных). Удовольствие бледнее, когда отсутствует контраст неудовольствия. Переживания всегда составляют более или менее яркую эмоциональную мозаику. «Безоблачное» счастье любви обыкновенно быстро начинает угасать. Оно не может существовать без контрастных переживаний. Вот почему любви необходим легкий налет грусти, немного ревности, сомнений, драматической игры.

Иначе говоря, ревность, создающая атмосферу легкой тревожности чувств, присуща любви. Она выражает глубину отношений, невидимыми путями стимулирует взаимный поиск и мужчины и женщины. Но необузданная ревность (или ревнивость) как недоверие друг к другу, подкарауливание, преследование, грубость по своей сути несовместима с любовью. Она подрывает отношения, оскорбляет личное достоинство, интимную дружбу и взаимное уважение любящих. Любовь как бы ускоряет течение времени. Альберт Эйнштейн в шутку иллюстрировал теорию относительности таким примером: если влюбленный юноша сидит рядом с любимой девушкой, час кажется ему минутой, но если тот же юноша сядет на одну минуту на горячую плиту, то эта минута будет тянуться для него бесконечно. Шутка Эйнштейна, конечно, не объясняет физического смысла теории относительности. Но в специфически психологической сфере ее рациональность очевидна.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!