любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ Любовь и красота

Любовь и красота


Прекрасное женское тело оказывает эстетическое воздействие. Оно ошеломляет взор созерцателей-мужчин, вызывает стихийные чувства, иногда меняет направление мыслей человека, смягчает жестокосердие, заставляет принимать неожиданные решения, преступать традиционные нормы. Поэтически воспроизводя древнее предание, Пенчо Славейков пишет о том, как афинские архонты призвали на суд гетеру Фрину, чтобы она ответила за свои грехи. Возбужденная толпа вопила: «Смерть, смерть!» Неумолимые судьи уже готовились произнести суровый приговор. В последнюю минуту защитник Фрины Гиперид сдернул с ее плеч пурпурный хитон. Судьи и толпа вдруг онемели, очарованные красотой обнаженной гетеры.

Божественные формы излучали

Спокойствие и дивную красу.

Толпа, что за мгновенье перед тем

ревела дико: «Смерть гетере гордой!»,

теперь ее несла в самозабвеньи

к святилищу богини Афродиты.

(Перевод Л. Хомутовой)

Средоточием красоты является человеческое лицо. Оно как бы «интегрирует» силу воздействия всех форм тела, создавая глубоко индивидуальную характеристику. Лицо — это эстетическое воплощение сущности человека, внешнее бытие внутренних, интимных душевных движений. Его черты, если они не являются сознательно сохраняемой маской, непосредственно выражают переживания личности.

Не случайно многие психологи отмечают, что лицо определенным образом характеризует человека. Оно является зеркалом его души, совершенным органом для передачи мыслей и чувств, для общения с другими людьми. Именно поэтому человеческое лицо — основной объект эстетизации среди всех других чувственно-наглядных форм. Оно соединяет биологическую и социальную красоту в целостное великолепие эмоциональной динамики, жизненной прелести, в единую картину ценностей тела и духа.

Понятно поэтому, что эстетизация, присущая любви, концентрируется на пластичности лица, на живом человеческом образе, вознося одухотворенную красоту лица мужчины или женщины над остальными физическими совершенствами телесной структуры.

Очень важной эстетической характеристикой физического облика человека является его грация. Грация, по словам Винкельмана,— «спутница красоты» человека. Эта чарующая мера совершенства проявляется специфически в форме лица, в его выражении, в самой позе и в характерных движениях.

Лессинг подчеркивает, что грация существует как специфическая форма перевоплощения того, что мы называем красивым. Она всегда «есть красота в движении». Шеллинг описывает два вида грации. Первый из них — высший и относится к законам вечной гармонии. Второй вид является в известной мере временным. Он, по существу, относится к позе и движению человеческого тела и его изображения в пластическом искусстве.

Спенсер указывает, что грация — это нечто биологически глубоко эффективное и целесообразное. Она выражает необходимую подвижность тела в данной обстановке с наибольшей экономией сил. Гюйо несколько по-иному подходит к этой эстетической ценности. Он считает, что грациозность обычно проявляется как расточительство сил. Гармония движений ассоциируется с самыми приятными радостными чувствами человека, и обыкновенно грация есть один из симптомов любви.

Все эти высказывания содержат нечто бесспорное. Грация, несомненно, представляет высоко развитую, эстетически воспринимаемую способность тела совершать. оптимальные движения с учетом сохранения равновесия индивида с окружающей средой. Фактически она выражает исключительно целесообразное свойство, созданное в процессе биологической эволюции поколений и развития социальной жизни. Эстетическая грациозность человеческого тела — это гармоническое и стройное сочетание его частей (в пределах принятой «меры»), его естественная ловкость, жизненность, легкость и целесообразность движений, которые могут быть свободным расточительством энергии, не преследующей конкретных практических целей, игрой или активным приспособлением к трудовой деятельности, к общественным и природным условиям.

Все это позволяет понять, почему красота является фактором любовного «сродства», постоянным высшим стимулом любви.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!