любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Предисловие

Предисловие


Идеал любви всесторонне эстетичен. Здесь есть своя метафизика и своя диалектика. Поиски абсолютного совершенства, воплощенного в одном человеке, конечно, тщетны: рассудочная трезвость, подменяющая жар души, противоположна природе любовного чувства. Всесторонне развитых и наделенных всеми достоинствами людей — по крайней мере пока — не существует. Но подлинная любовь есть своего рода образец и общественная ценность: в относительной неполноте жизненных реализаций любящих кроется и нечто абсолютное — возвышение над общим уровнем. Тончайшая диалектика самоцельности и несамоцельности любви составляет ее плодотворное противоречие: чем глубже, активнее, полнее и богаче чувство любви к одному человеку, тем деятельнее и вернее любовь через него к другим. Такова главная историческая тенденция становления любви, каким бы испытаниям она ни подвергалась и сколь отвлеченно идеальной ни казалась бы ныне.

Любовь, свободная от всякого неравенства и угнетения и свободная для полноты своих проявлений,— удел людей будущего. Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, как точно заметил Маркс, обладает лишь ограниченным смыслом. Поэтому и свобода любви находится по ту сторону материального производства. Это не означает, разумеется, что у людей исчезнут материальные потребности, но потребности эти станут основанием высших духовных потребностей и реализаций. Любовь, дающая людям нашего времени хотя бы краткий миг высшего счастья и братства, есть один из прототипов будущих человеческих отношений.

В пресловутых лекциях о любви и дружбе часто ставился вопрос: что будет и чего не будет при коммунизме. Диктовать людям будущего формы их жизни бессмысленно. Однако если идти от современных тенденций, то свобода любви как неограниченная смена возлюбленных представляется крайне сомнительной. Персонаж романа Евгения Евтушенко «Ягодные места» (1981) геолог Коломейцев убежден в своем праве сближаться со многими женщинами и «переступать» через них, нимало не заботясь о последствиях. Но вся деловая самоотверженность и героизм Коломейцева, как только читатель осознает его двуликость, оказываются социально маловесомыми для оправдания его донжуанства. Наше время предполагает широчайший круг и богатство общественных, в том числе и межнациональных, связей, что делает выбор другого, как своего идеального дополнения, куда менее затруднительным, чем раньше. В одном человеке воплощен весь человеческий океан, и замена рассудочности в любви высокой разумностью дает право надеяться, что вечная любовь — не владение, не обладание другим, а именно любовь — вовсе не утопия литературы и искусства, а достижимый идеал человечества. Самое трудное на этом пути, как нам представляется,— утраты и обретения духовного равенства женщины и мужчины.

Антиномии любви — это не только категории сознания, но и выраженная в них реальная «разорванность» любви. Преодоление разрыва антагонистически противопоставленных сторон биологического и социального, чувства и долга переводит эти антиномии в социалистическом обществе на уровень движущего противоречия. Но там, где противоречие, там и сущность, закон. Философия должна, наконец, обратиться к исследованию любви, имея, впрочем, в виду, что это сложнейший для анализа и синтеза предмет.

Любовь и человечность синонимичны, а следовательно, тайна любви — это тайна человека вообще. Отметив некоторые черты всеобщей повторяемости, мы, как и автор книги «Любовь» К. Василев, отнюдь не претендуем на открытие, очевидно, многоуровневой системы законов любви. Мы утверждаем лишь, что законы эти существуют.

Л. Воробьев




любовь

Семейное право. Семейные споры: Лишение родительских прав, восстановление в родительских правах. Взыскание алиментов. Установление отцовства, оспаривание отцовства/материнства. Брачный договор, изменение и расторжение брачного договора. Бесплатная юридическая консультация. Раздел общего имущества супругов. Расторжение брака, признание брака недействительным. Иные семейные споры. Заявки принимаются только от жителей Москвы и Московской области. 1. Укажите своё имя, контактный телефон(можно сотовый) и E-mail адрес(не обязательно). 2. Укажите свой город. 3. Задайте свой вопрос. 4. Нажмите кнопку "Получить консультацию" и наш специалист свяжется с Вами, если все введено верно. 5. Уважаемая просьба не дублировать сообщение.Ваш вопрос будет обработан в ТЕЧЕНИИ ЧАСА. 6. Задать вопрос Вы можете абсолютно бесплатно.



© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!