Неодинаковые, но равноценные
Произведения Шекспира по праву могут быть названы энциклопедией мужских и женских типов, колоритной панорамой многообразия человеческой природы.
Полон гордой и мужественной силы Кориолан. Огромна энергия Генриха V. Мужественность Ричарда III оборачивается грозной демонической силой. Отелло — жертва своей доверчивости, необузданности и сильных страстей.
Но среди образов, созданных Шекспиром, мы видим мужчин с более мягкой, женственной натурой. В известной степени это король Генрих VIII, легко поддающийся чужому влиянию и склонный к переменчивости чувств. Даже в Антонии—полководце римских легионов, военачальнике Цезаря — наблюдается некоторое мягкосердечие, сангвиническая склонность к неустойчивым душевным ситуациям. Клеопатра часто выглядит решительнее и тверже Антония.
Шекспир в художественных образах запечатлел пленительное очарование женственных женщин. Подобно алхимикам, смешивая магические капли различных темпераментов, он создает чудесные пропорции красоты. Нежна и возвышенно прекрасна Джульетта. Рожденная, словно Венера Боттичелли, из морской пены и солнечных лучей, она полна волшебства сладостной музыки. Ее образ, ясный и в то же время загадочный, — воплощение идеальной женской прелести, который фантазия может постоянно дорисовывать и обогащать новыми прекрасными чертами. Виргилия, супруга Кориолана, соединяет мягкость и нежность облика с милой застенчивостью. Порция в «Венецианском купце» сангвинически жизнерадостна, болтлива, остроумна. Образ Офелии исполнен трагической чистоты нерасцветшей женственности. Поэтически нежны образы Корделии, Дездемоны, Беатриче.
В то же время произведения Шекспира полны и образов мужественных женщин. Это безжалостная королева Маргарита в «Генрихе VI», жестокая леди Макбет, страстная Клеопатра.
Родовая половая сущность индивида придает ту или иную ценность его бытию. У мужчины прежде всего ценится мужественность, у женщины — женственность. Аккумулированные качества противоположного пола в их индивидуальном проявлении, когда они не чрезмерны, естественно обогащают и в определенной степени уравновешивают родовую сущность.
Истинная сила мужчины состоит в его мужественности с примесью нескольких капель женственности. Исключительная концентрация качеств «сильного» пола в одном лице потрясает своей крайней односторонностью. Мужчина рождается и конкретно существует в самых различных «пропорциях». Это делает его богаче, интереснее, колоритнее, «царственнее».
С другой стороны, у женщины также тысяча лиц. Ее прелесть и обаяние отражены во многих древних легендах. Художники всех времен не жалели фантазии и красок, чтобы во всех деталях передать разнообразие женского великолепия.
Необходимо всегда разграничивать мужественность и женственность как статистические характеристики, рассматриваемые в абстрактной форме, и их конкретную реализацию в определенной социальной среде. Это означает, что следует различать два основных аспекта характера: наследственность и воспитание, врожденные предпосылки личности и ее приобретенную культуру.
В зависимости от воспитания и роли социальных условий мужественность и женственность неизбежно принимают два различных, контрастных с точки зрения ценностной направленности воплощения. Эта глубокая и, если можно так выразиться, вторичная дифференциация личностей в классовом обществе имеет классовую основу.