любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Мужчина и женщина ⇒ Неодинаковые, но равноценные

Неодинаковые, но равноценные


Произведения Шекспира по праву могут быть названы энциклопедией мужских и женских типов, колоритной панорамой многообразия человеческой природы.

Полон гордой и мужественной силы Кориолан. Огромна энергия Генриха V. Мужественность Ричарда III оборачивается грозной демонической силой. Отелло — жертва своей доверчивости, необузданности и сильных страстей.

Но среди образов, созданных Шекспиром, мы видим мужчин с более мягкой, женственной натурой. В известной степени это король Генрих VIII, легко поддающийся чужому влиянию и склонный к переменчивости чувств. Даже в Антонии—полководце римских легионов, военачальнике Цезаря — наблюдается некоторое мягкосердечие, сангвиническая склонность к неустойчивым душевным ситуациям. Клеопатра часто выглядит решительнее и тверже Антония.

Шекспир в художественных образах запечатлел пленительное очарование женственных женщин. Подобно алхимикам, смешивая магические капли различных темпераментов, он создает чудесные пропорции красоты. Нежна и возвышенно прекрасна Джульетта. Рожденная, словно Венера Боттичелли, из морской пены и солнечных лучей, она полна волшебства сладостной музыки. Ее образ, ясный и в то же время загадочный, — воплощение идеальной женской прелести, который фантазия может постоянно дорисовывать и обогащать новыми прекрасными чертами. Виргилия, супруга Кориолана, соединяет мягкость и нежность облика с милой застенчивостью. Порция в «Венецианском купце» сангвинически жизнерадостна, болтлива, остроумна. Образ Офелии исполнен трагической чистоты нерасцветшей женственности. Поэтически нежны образы Корделии, Дездемоны, Беатриче.

В то же время произведения Шекспира полны и образов мужественных женщин. Это безжалостная королева Маргарита в «Генрихе VI», жестокая леди Макбет, страстная Клеопатра.

Родовая половая сущность индивида придает ту или иную ценность его бытию. У мужчины прежде всего ценится мужественность, у женщины — женственность. Аккумулированные качества противоположного пола в их индивидуальном проявлении, когда они не чрезмерны, естественно обогащают и в определенной степени уравновешивают родовую сущность.

Истинная сила мужчины состоит в его мужественности с примесью нескольких капель женственности. Исключительная концентрация качеств «сильного» пола в одном лице потрясает своей крайней односторонностью. Мужчина рождается и конкретно существует в самых различных «пропорциях». Это делает его богаче, интереснее, колоритнее, «царственнее».

С другой стороны, у женщины также тысяча лиц. Ее прелесть и обаяние отражены во многих древних легендах. Художники всех времен не жалели фантазии и красок, чтобы во всех деталях передать разнообразие женского великолепия.

Необходимо всегда разграничивать мужественность и женственность как статистические характеристики, рассматриваемые в абстрактной форме, и их конкретную реализацию в определенной социальной среде. Это означает, что следует различать два основных аспекта характера: наследственность и воспитание, врожденные предпосылки личности и ее приобретенную культуру.

В зависимости от воспитания и роли социальных условий мужественность и женственность неизбежно принимают два различных, контрастных с точки зрения ценностной направленности воплощения. Эта глубокая и, если можно так выразиться, вторичная дифференциация личностей в классовом обществе имеет классовую основу.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!